ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

book8

Отрывок из книги Николая Филипповича Филатова «Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII веке»

В течение всего XVII в. Нижний Новгород оставался преимущественно деревянным городом. Выработанные многовековой практикой приемы, инженерная и художественная одаренность позволяли нижегородским мастерам-плотникам рубить высокие храмы и «многожитийные» (многоэтажные) хоромы, мощные деревоземляные крепости-остроги, толстостенные амбары и прочные мосты. Но недолговечность дерева как строительного материала, частые пожары, уничтожавшие в час-два целые районы города, а также неоднократные градостроительные переустройства Нижнего Новгорода привели к тому, что рубленые древние строения здесь, как и в других городах Нижегородского Поволжья, не сохранились. Тем не менее на основании подробных описей, графических материалов, в том числе старых обмерных чертежей, сегодня можно судить об основных разновидностях (о типологии) нижегородских деревянных как жилых, так и храмовых зданий XVII в.

Рубленые хоромы, составленные из нескольких срубов и обнесенные галереями-гульбищами, покрытые бочечными и кубоватыми кровлями, с повалушами (высокими надстройками над сенями) и парадными выносными крыльцами-всходами смотрелись живописно, создавали неповторимые композиции, которые известны по изображениям дворцов XVII в. в Коломенском и Алексеевском, по усадебному комплексу в Измайлове.

Если деревянные постройки древнего Нижнего Новгорода теперь не существуют, то каменные здания XVII в. еще стоят в историческом центре города. Тогда в Нижнем Новгороде были возведены не только отдельные здания, но и целые комплексы каменных жилых и храмовых строений на территории Нижегородского кремля, а также архитектурные ансамбли Благовещенского и Печерского монастырей.

Каждый из них имеет самостоятельную ценность и заслуживает особого рассказа. Но при ограниченности объема книги мы вынуждены, не претендуя на исчерпывающее освещение вопроса, лишь назвать основные архитектурно-художественные особенности и достоинства нижегородских памятников, чтобы тем самым определить их место в истории русского зодчества XVII в.

Каменные работы в XVII в в Нижнем Новгороде начались в 1620-х гг. с поновления городских укреплений, в том числе и древнего кремля. Для этого из Москвы был прислан каменных дел подмастерье Первуша Данилов. У него прошли школу мастерства нижегородские каменщики, так как значительных по объему строительных работ перед тем в городе не велось уже несколько десятилетий. Имевшиеся же в Нижнем Новгороде 14 «записных» государевых каменщиков, 3 кирпичника, 4 горшечника и печник выполняли в основном текущие ремонты кремлевских стен, клали горны кузниц, печи винных, солодовенных и пивоваренных государевых «заводов».

По указу Михаила Федоровича весной 1628 г. на территории Нижегородского кремля было начато «государевой» казной строительство мемориального храма-памятника в честь покровителя русского воинства архангела Михаила — Михайло-Архангельского собора. Работы возглавили каменных дел подмастерья Лаврентий Семенов сын Возоулин и его помощник — пасынок Антип.

Михайло-Архангельский собор XVII в. был уже четвертым на этом месте одноименным храмом. Он возводился с сохранением плана древних зданий XIII-XIV вв. с тремя притворами, сориентированными по странам света, но ему присуща редкая в русском зодчестве второй четверти XVII в. асимметричная композиция из двух разновеликих шатров. Конструкция здания находится в полном соответствии с его художественным решением, где все элементы призваны подчеркнуть устремленность ввысь небольшого собора (до яблока под крестом чуть более 34 м).

Анализ архитектуры собора выявил ряд закономерностей, которые дают основание считать, что его строительство велось по модулю, равному 162 см — 3/4 казенной сажени. Пользуясь им, зодчие находили все основные габаритные размеры здания, приводя их в согласованность по высоте, длине и ширине.

Таким образом, нижегородский кремлевский Михайло-Архангельский собор (1628-1631) представляет собой весьма важный образец древнерусского зодчества, обладает только ему присущими архитектурно-художественными и композиционными достоинствами.

Освящение собора состоялось в 1631 г., когда Лаврентия Возоулина уже не было в живых. Приемный же его сын Антип, завершавший строительство, после смерти отчима вернул себе «звание» от родного отца и стал именоваться Антипом Константиновым сыном.

Антип Константинов остается пока единственным известным нам мастером русского шатрового храмового зодчества второй четверти XVII в., являющегося, как известно, наивысшим достижением древнерусской архитектуры.

Из шести построенных им шатровых храмов ныне сохранилось четыре. Он возводил крепость в Вязьме, дворцы, жилые и производственные здания столицы, был одним из первых «реставраторов» в России XVII в. (в 1642-1643 гг. восстанавливал Успенский собор Московского Кремля, а в 1641 г. — Золотые ворота во Владимире). В 1645 г. зодчий вновь оказался в Нижнем Новгороде по приглашению только что назначенного архимандритом Печерского монастыря Германа, бывшего до этого дьяконом Успенского собора Московского Кремля, с которым Антип Константинов часто встречался при восстановлении и ремонте главного собора страны.

Германа современники называли «строителем», так как его «старанием и казной» в Печерах в 1640-х гг. был создан один из лучших в Поволжье архитектурных ансамблей XVII в.

До приезда в Нижний Новгород Германа в Печерском монастыре был возведен лишь один каменный на высоком подцерковье собор (1629-1640-е гг.), своды которого опираются на четыре массивных пилона разного сечения. При этом юго-западный сектор собора (Покровский придел) выгорожен внутри кирпичными стенами, а с запада к зданию пристроена бесстолпная трапезная палата (14,5 м × 8,2 м), перекрытая сомкнутым сводом с распалубками над проемами. Архитектура этого здания, отразившая ряд разновременных этапов строительства, хранит в себе массу загадок, прояснить которые исследователям еще предстоит.

При Германе каменные работы в Печерском монастыре начались с возведения в 1645 г. шатровой надвратной Евфимьевской церкви. Подобные шатровые надвратные храмы в XVII в. были и в других районах России, но ныне строение этого типа сохранилось только в г. Горьком.

Евфимьевская церковь представляет собой пример строительства по образцу, которым в данном случае был нижегородский Михайло-Архангельский кремлевский собор. Но поставленная над проездом «святых» ворот церковь с тщательно выполненным декоративным кирпичным убранством смотрится более изящной, чем Михайло-Архангельский собор с его притворами.

При этом в архитектуре Евфимьевской церкви наглядно проявился характерный для древнерусских зодчих прием оптических поправок. Чтобы подчеркнуть устремленность ввысь храма (его высота около 27 м), строители заметно уменьшили по высоте горизонтальные размеры четверика при полной согласованности объемов всего здания и его декоративного убранства (ширина четверика на уровне цоколя равна 9,64 м, а вверху — 9,2 м).

В 1647-1648 гг. в Печерском монастыре была возведена кирпичная двухэтажная трапезная палата (20,6 × 21,2 м) с небольшой шатровой успенской церковью при ней. Она остается единственной известной в истории древнерусского зодчества палатой XVII в., где строители, пользуясь выработанными еще в XV столетии конструктивными приемами, как бы объединили внутренним пространством сразу четыре одностолпные палаты. Система девяти крестовых сводов передает давление и распорные усилия на четыре внутренних массивных пилона, стянутые кованными связями, и на стены с лопатками по фасадам, соответствующими конструктивно столбам и местам сопряжения стен.

В это же время в монастыре возле собора была выстроена четырехъярусная, прямоугольная от основания колокольня. Но замыслы зодчего и заказчика этим не ограничились.

Уже в 1649 г. в нижегородскую таможню архимандритом Германом была представлена жалованная царская грамота на беспошлинный провоз из Балахны кирпича. В следующем году «на монастырское церковное и келейное строение» властями было вновь «подряжено» в Балахне 30 000 кирпичей, но эту партию строительного материала забрал самовольно на каменные работы в Нижегородском кремле купец-зодчий Семен Задорин. Тем не менее в том же 1650 г. в северо-западном углу монастырской территории был построен трехэтажный корпус архимандричьих покоев. Два нижних этажа его кирпичные, а жилой третий этаж был рубленый. Каждый этаж составляют как бы восемь клетей. Центральные горницы сделаны большими. Они освещаются тремя окнами каждая, украшенными килевидной формы наличниками.

К середине XVII в. строительство архитектурного ансамбля Печерского монастыря в основном было завершено. Доминирующее положение в нем занимает собор, мощное пятиглавие которого композиционно «поддерживают» шатры церквей и колокольни. При смене точек обзора меняется и роль отдельных доминант в общей композиции. Так выявляется ансамблевый замысел одаренного зодчего, высокое мастерство которого подтверждает сам факт хорошей сохранности всех возведенных им тогда кирпичных зданий.

Наряду с Печерским монастырем в Нижнем Новгороде в XVII в. развернул строительство каменных зданий и другой, не менее богатый, приписанный к патриаршему дому местный монастырь — Благовещенский. Источником его богатств были не только обширные земельные владения на стрелице Оки и Волги, в районе Разнежья и по берегам Суры-реки, но и многодворная околомонастырская слобода, среди жителей которой было немало людей с капиталами, приравнивавшимися к имуществу гостей и купцов гостиной сотни.

Если в 1622 г. на территории Благовещенского монастыря стоял лишь один белокаменный, возведенный еще в 1371 г. одноглавый собор, остальные же храмы, жилые и хозяйственные постройки были деревянными, то в связи с учреждением Макарьевской ярмарки и превращением Нижнего Новгорода в один из крупнейших торговопромышленных центров Русского государства в монастыре повелись многие каменные работы под руководством «строителя» Вельямина Черсткина.

Крупные партии кирпича для этого везли из Балахны, и по жалованной грамоте 1648 г. «на строителе старце Вельямине с купленного з балахонского кирпичу и с людей головщины 108 рублев 30 алтын пол-две (1,5) деньги… таможенных пошлин в Нижнем имать не велено». Аналогичное повторилось и на следующий год. Недостающий же строительный материал, прежде всего железо на связи, доставлялся прямо из Москвы. На исходе 1649 г. строительство собора Благовещенского монастыря было завершено.

Он возводился по типу шестистолпного храма с большим внутренним пространством (13,25 м × 22,92 м), о чем свидетельствует разбивка северного и южного фасадов на четыре поля. Однако два столба в западной части интерьера отсутствуют, и образовавшееся пространство (около 114 кв. м) было перекрыто сомкнутым сводом с распалубками. Это вызвало необходимость как бы сдвинуть пару малых западных глав, поставив их на столбы и специальные прикладки вверху стен.

Как и в ярославских храмах, восточная стена собора опирается на алтарные своды, а образовавшееся над алтарем пространство стало тайником для казны и особо ценной «рухляди».

Благовещенский собор поставлен на высокое (2,8 м) подцерковье с двумя входами: один с северной, другой с восточной стороны. Подцерковье использовалось как склад для хранения товаров заезжих купцов, за что монастырские власти получали значительные доходы. По наклонному взвозу в него можно было въезжать даже на телегах.

Собор имеет луковичной формы центральную и боковые шлемовидные главы, редкое для каменного русского зодчества трехцентровое криволинейное очертание закомар, сохраняющее много общего с бочечными формами деревянных кровель. Таким образом, собор нижегородского Благовещенского монастыря имеет целый ряд редких конструктивных и архитектурно-художественных особенностей, ставящих его в ряд важных памятников древнерусского зодчества XVII в.

Во многом загадочной остается история строительства в монастыре двухшатровой Успенской церкви при трапезной палате с пристроенной к ним четырехъярусной колокольней. Разные исследователи датируют их то XVI в., а то и последней третью XVII в.

В подробной описи монастырских строений 1622 г. Успенской церкви нет, а в 1652 г. она фиксируется уже существующей, что подтверждает запись в нотном вкладном сборнике: «7161 году, октября в 22 день, положил в сию оби… патриарша домового Благовещенского монастыря в дом пречистаго и славнаго ея Благовещения и Успения старец Па…» (Здесь многоточия обозначают утраты в тексте). Это первое упоминание об Успенской монастырской церкви, так как приделов в Благовещенском соборе или отдельных храмов с таким посвящением здесь не было.

Таким образом, строительство Успенской церкви и трапезной датируется 1649-1652 гг. Оно отмечает следующий этап развития архитектурного ансамбля Благовещенского монастыря.

Успенский храм поставлен на высокое (4,47 м) подцерковье (16,3 × 27,8), в котором располагались кладовые, хлебня и поварня, своими печами обогревавшие пол и помещение трапезной палаты. Сама же церковь невелика, она вытянута по оси север-юг практически во всю ширину одностолпной палаты (13,3 × 12,2 м) и завершена двумя декоративными шатрами, поднявшимися над сомкнутым сводом.

В архитектуре здания мы наблюдаем контрастное сопоставление слабой расчлененности основного объема и стремительный взлет двух вертикалей над пологой четырехскатной кровлей. Элементы убранства и формы церкви повторяются и в декоративно-художественном решении колокольни. Они как бы «переходят» на ее фасады. Это дает основание считать возведение колокольни и трапезной одновременным. Отсутствие же сведений о завершении постройки церкви может быть объяснено, на наш взгляд, тем, что вступивший на патриарший престол как раз в период окончания строительных работ Никон сразу повел решительную борьбу с «обмирщением» в русском храмовом строительстве, прежде всего с шатрами. И конечно, в домовом патриаршем монастыре, где каменные работы велись не только с разрешения, но и казной патриарха, после обнародования этого указа строительство многошатрового храма было невозможно.

В течение второй половины XVII в. в Благовещенском монастыре было возведено много каменных зданий: архимандричьи покои, келарская и казенная кельи, больничные, келейные и складские корпуса, два храма над «святыми» воротами, церковь Алексея Митрополита (1690) и храм Одигитрии с Никольским приделом (1678) в монастырской слободе на «Гребешке».

В настоящее время сохранились перестроенные архимандричий корпус и келарская, а также отреставрированные в 1983 г. двухэтажные больничные палаты. В их первом этаже располагались в свое время кладовые, где хранилась квашеная капуста, «всякой лес и бочки квасные и кади». Это помещение представляло собой одностолпную палату (8,64 × 11,2 м) с вытянутыми вдоль восточной стороны и перекрытыми цилиндрическим сводом сенями.

Весьма ценные сведения об изначальной архитектуре этого здания дает опись 1718 г.: «У задних ворот, промеж — церковь Иоанна Богослова, две больницы каменные с сенми: одна от Оки реки, а другая от горы, а в каждой больнице братских 6 чуланов… а те больницы покрыты скалою и тесом вново, к тем больницам з земли один всход деревянной. Да под теми больницами в ысподи ворота проезжие, затворы деревянные створные на железных подставах и петлях, у тех створов засов железной…»

К концу XVII в. Благовещенский монастырь представлял собой замкнутый по всему периметру каменными зданиями архитектурный комплекс с внутримонастырской площадью у собора, связанной осененными надвратными храмами проходами с Нижним посадом и монастырской слободой.

Архитектурный ансамбль Благовещенского монастыря в конце XVII в. был наиболее заметным со стороны Оки градостроительным элементом Нижнего Новгорода. Это отметил и побывавший здесь в 1703 г. иностранец путешественник Корнеллий де Бруин: «…прибыли, наконец, к верфи, которая тянется вдоль реки до самого предместья Нижняго, в котором первым представился нам прекрасный большой каменный монастырь, окруженный такою же стеною».
В середине XVII в. каменные работы в Нижнем Новгороде вели и государство, и крупные монастыри, и церковные причты при участии своих богатых прихожан. Поэтому 1640-е гг. можно считать как бы переходными, когда будущий ведущий заказчик на каменные работы — состоятельный посадский люд — еще только готовился развернуть каменное строительство. Именно тогда причты нижегородских храмов стали активно агитировать своих богатых прихожан заменять деревянные, быстро ветшавшие здания каменными.

Купечество в Нижнем Новгороде селилось преимущественно на волжском берегу и в районе господствовавшей над торгом и пристанями Ильинской горы. Поэтому не случайно, что именно в этой части города в первую очередь и стали возводиться каменные приходские храмы, жилые палаты, лавки, амбары и зимовые дворы.

Особое место в истории нижегородской да и общерусской архитектуры занимает двухъярусная Мироносицко-Знаменская церковь (1649) (ул. Добролюбова, 16). Еще в 1632 г. мироносицкий поп Симеон за обещание платить непосредственно в патриаршую казну «вдвое против прежнего» получил льготную «несудную» грамоту. Покровительство патриарха и особое место причта церкви среди местного духовенства позволили ему вскоре после этого завладеть несколькими лавками на торгу и сенными пожнями за Окой, получать с них дополнительно к государственной руге значительный оброк. А это в условиях подготовки и ведения дорогостоящих каменных работ стало весьма важным подспорьем.

В 1649 г. в нижегородскую таможню была представлена царская жалованная грамота, по которой на новом «мироносицком попе Михайле с купленово балахонсково кирпичу и с извести 43 рубли 16 алтын з деньгою… таможенных пошлин имать не велено». В том же 1649 г. строительство каменной Мироносицкой церкви завершилось. В истории русской архитектуры она стала первым образцом храма типа «корабль» — с объединенным по оси восток-запад внутренним пространством алтаря, моленного зала, трапезной и шатровой колокольни над главным западным входом.

На второй этаж вели марши выносного крыльца-всхода с площадками отдыхов, у которых было некогда бочечное покрытие. Арки рундука нижнего отдыха имели гирьки-висяги, переброшенные с восьмигранных столбов-опор. Здание производило исключительно целостное впечатление благодаря удачно найденным пропорциям. Оно до сих пор остается ярким образцом приходского храма крупного торгово-промышленного посада России XVII в.

Трапезные обоих храмов (теплого нижнего и холодного верхнего) равны по размерам моленным залам (8,6 × 10,6 м), причем своды первого этажа в интерьере поддерживаются двумя столбами, а в помещениях верхнего этажа их нет. В качестве прообраза в данном случае, возможно, использовалась построенная годом раньше в Балахне Покровская церковь, где двухстолпие выполнено в трапезных обоих этажей, ширина здания равна трапезной нижегородской Мироносицкой церкви (10,6 м), а на второй этаж также ведут марши выносного крыльца. Но в Балахне отсутствует колокольня над западным входом, и потому композиция «корабля» остается там как бы незавершенной. Этот последний «штрих» в разработке нового тогда храмового типа сделан нижегородскими строителями. Созданный же здесь храмовой тип стал наиболее распространенным среди посадских церквей не только Нижнего Новгорода, но и многих городов России второй половины XVII в.

Другим образцом небольшого бесстолпного приходского храма служит каменная одноглавая Ильинская церковь (1655), стоящая в начале современной Краснофлотской улицы в полугоре там, где некогда начиналась древняя дорога в Москву и Муром. Ее небольшой, представляющий собой в плане квадрат со стороной в три сажени объем перекрыт сферическим сводом с врезанным в него световым барабаном луковичной главки. К собственно церкви с востока примыкает одноапсидный алтарь, а с запада — трапезная, над входом в которую высилась в свое время прямоугольная от основания шатровая колокольня.

Влияние русского деревянного зодчества на каменное с особой очевидностью проявилось в архитектуре Успенской церкви на Ильинской горе (1672) — единственной сохранившейся в России каменной церкви, завершенной крещатой бочкой в четыре лица (Крутой пер., 3). Форма крещатой бочки была издавна известна древнерусским мастерам-плотникам, рубившим ее в качестве завершения крылец, главных монастырских и усадебных ворот, а также над срубами жилых хором.

Приходская Успенская церковь Нижнего Новгорода была сначала деревянной, а в 1672 г. ее отстроил на свой кошт нижегородец, тогда еще просто посадский человек Афанасий Фирсов сын Олисов. Вытянутый по оси север юг объем молельного зала (9,5 × 7,1 м) перекрыт четырехлотковым сомкнутым сводом, скрытым снаружи килевидной формы фронтонами, на коньках которых по странам света поставлены на небольших постаментах, представляющих собой также крещатые бочки, круглые барабаны с вытянутыми луковичными главками. Использование одной архитектурной формы в решении разных частей здания объясняется увлеченностью строителей формой бочки, имеющей обтекаемые, устремленные ввысь линии, зрительно подчеркивающие высоту и стройность здания.

Первоначально бывшая бесстолпной трапезная с колокольней XVII в. позднее неоднократно перестраивались, а затем были снесены. Но обнаруженные нами чертежи Успенской церкви XIX в. с первоначальными формами здания, думается, со временем послужат научной основой для их воссоздания в натуре.

Во второй половине XVII в. все бывшие деревянными посадские церкви Нижнего посада одна за другой были перестроены состоятельными нижегородцами и стали каменными: Николы на торгу — Семеном Задориным в 1656 г., Козьмодемьянская — Саввой Евфимьевым с сыновьями, Троицы — Иваном Языковым в 1663 г., Ионна Предтечи на торгу — Гаврилой Дранишниковым в 1683 г., Казанская — Афанасием Олисовым в 1687 г., Рождественская — именитым человеком Г. Д. Строгановым в конце XVII в. и им же за Окой — Гордеевская в 1697 г. Две последние постройки можно считать логическим завершением развития древнерусского зодчества, выдающимися памятниками русского национального барокко.

Кремль и кремлевский элеватор Дмитриев М.П.

Кремль и кремлевский элеватор
Дмитриев М.П.

Из перечисленных выше зданий следует остановиться на сохранившейся до наших дней у кремлевской Ивановской башни церкви Иоанна Предтечи на торгу, так как сведения о ней были крайне скудными. Сейчас церковь стоит без глав и шатровой колокольни над главным входом, но ее первоначальный вид вполне воссоздают описи XVII в., а также изображение на картине П. П. Верещагина «Рынок в Нижнем Новгороде» (1867) и фото конца XIX в. М. П. Дмитриева.

П.П. Верещагин. Рынок в Нижнем Новгороде

П.П. Верещагин. Рынок в Нижнем Новгороде

Построил ее Гаврила Степанов сын Дранишников как обетную. При прояснении исторических обстоятельств возведения здания перед нами как бы встает в зримых образцах еще одна малоизвестная страница жизни Нижнего Новгорода «бунташного» XVII в.

С весны 1670 г. нижегородец Г. С. Дранишников был назначен в Астрахань одним из приказчиков государственных рыбного и соляного промыслов «для покупки и подрядов всяких насадных припасов и для найма насадных работных людей». Должен он был служить один сезон, но разразившаяся в волжском Понизовье крестьянская война под предводительством С. Разина задержала Г. С. Дранишникова там на годы. Он стал свидетелем осады Астрахани разинцами и последующего управления городом «казацким кругом». Лишь на исходе 1674 г. Г. С. Дранишников смог вернуться в родной Нижний Новгород. Но дом его оказался пустым. В условиях жестоких репрессий против активно поддерживавших разинцев нижегородских раскольников примкнувшие к ним жена и сын промышленника бежали в скиты Заволжья. Чтобы доказать свою личную лояльность к православию, Г. С. Дранишников и обязался (дал обет) возвести на свой кошт каменную церковь. С 1676 г. он стал закупать в Балахне кирпич, на нижегородском торгу — железо, известь и лес, нанимал каменщиков и кузнецов, муравщиков и иконописцев. И хотя это требовало весьма значительных средств, строительство не разорило промышленника, а самый факт возведения одним посадским человеком столь значительного по размерам каменного здания доказывает наличие у торговавших тогда нижегородцев весьма крупных капиталов.

Освящение храма состоялось в 1683 г. Он представлял собой просторное, поставленное на подцерковье — «подиум» с гульбищем — здание. Мощное, крытое муравленой черепицей пятиглавие с золочеными просечными крестами и шатровая колокольня достойно венчали его.

В конце XVII — начале XVIII в. каменные храмы стали возводиться и на Верхнем посаде: Благовещенский собор в 1697 г. казанским митрополитом, выходцем из Нижнего Новгорода Тихоном, Георгиевская церковь в 1702 г. Я. И. Пушниковым, Сергиевская церковь на «Петушке» (район ул. Урицкого) — в том же году А. Ф. Олисовым. Два последних храма были построены самыми богатыми тогда нижегородскими промышленниками после опустошительного пожара 1701 г. Все они были бесстолпными, но с трапезными значительных размеров.

Из перечисленных выше нижегородских приходских храмов Мироносицкая, Ильинская и Иоанно-Предтеченская церкви сохранились до наших дней и еще только ждут своих исследователей и реставраторов, чтобы возродиться в своем первоначальном виде, стать градостроительными и художественными акцентами в исторической застройке центра древнего русского города.

С возведением монументальных каменных зданий и целых архитектурных ансамблей менялся сам образ Нижнего Новгорода. Активным в архитектуре стал цвет. Полихромное изразцовое убранство, золоченые кованые и просечные кресты, гребни и подзоры, крытые зеленой и голубой черепицей главы, многоцветная раскраска архитектурных профилей на общем фоне отбеленных стен придавали праздничный вид каменным монументальным зданиям, служившим предметом гордости и тщеславия нижегородцев.

Упоминания о храме Рождества Иоанна Предтечи (фото книг)

Рубрики: История храма

Комментарии отключены.

  • Публикации по месяцам