ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Наследие Рождественской стороны

На площади Народного Единства, где прозвучало воззвание Кузьмы Минина, послужившее началом формирования Нижегородского ополчения, установлен памятник спасителям России — Минину и Пожарскому. С восточной стороны площадь украшает храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. А в непосредственной близости к храму есть места, особо почитавшиеся поколениями нижегородцев.

Икона Владимирской Оранской Божией Матери

Икона Владимирской Оранской Божией Матери

Спасская часовня за алтарём Предтеченской церкви передана приходу Предтеченской церкви только в 1998 году. Здесь с 1694 года стояла деревянная часовня Оранского Богородицкого монастыря. В ней был поставлен список чудотворного образа Владимирской Оранской Божией Матери. По данным историка XIX века Н.И. Храмцовского, «в 1658 году моровая язва, свирепствовавшая в России, опустошила и Нижний Новгород». В это время в Оранской обители остались в живых только трое насельников. После этого бедствия обретавшийся в обители образ Владимирской Божией Матери прославился как исцеляющий.

Много паломников устремилось в возрождённый Оранский монастырь. А в 1771 году Нижний Новгород вновь пострадал от моровой язвы. Е. Поселянин в книге «Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон» пишет: «Нижегородцы, видя, что каждый день умирает множество народа от язвы, и, не зная, как избавиться от неё (…) обратились к Преосвященному Феофану, своему епископу, и попросили его разрешить им перенести в город чудотворную Оранскую икону Богоматери. (…) Жители города встретили её со слезами, усердно молясь Пречистой Богородице… предание говорит, что моровая язва не пошла дальше той улицы, где пронесли икону Богоматери.

Чудотворная Владимирская Оранская икона Божией Матери в Нижнем Новгороде. Фото Дмитриева М.П.

Чудотворная Владимирская Оранская икона Божией Матери в Нижнем Новгороде.
Фото Дмитриева М.П.

После литургии и молебна икону обнесли кругом города, и язва, доселе свирепствовавшая, прекратилась. Благодарные нижегородцы в память этого чудесного спасения города от язвы установили тогда же ежегодно совершать крестный ход». Он начинался в четверг на Светлой пасхальной седмице, после литургии. Чудотворную икону носили крестным ходом по церквам, а потом и по домам. В Оранскую обитель святыня возвращалась 20 июня к вечерне.

А в Нижнем Новгороде в монастырской часовне, что стояла за алтарём Предтеченской церкви, был список с чудотворного образа Богородицы, припадая к которому нижегородцы просили помощи у Заступницы Усердной.

Рядом, на Нижнем базаре, возле питейных домов стояла другая часовня, в которой был образ Христа Спасителя, почитаемый многими обитателями Нижнего базара, а пожертвованиями в кружку распоряжался бывший откупщик питейных сборов купец Александр Костромин. Узнав об этом, архиепископ Нижегородский Вениамин 31 декабря 1806 года обратился к губернатору, чтобы, на основании имеющихся указов, эти средства оказались в ведении духовного начальства.

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (Краснопевков)

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (Краснопевков)

Владыка распорядился, чтобы образ Спасителя с другими иконами из этой часовни перенесли в часовню Оранского монастыря, а доходы от кружечных сборов передать в кафедральный собор. В 1809 году вместо этой ветхой деревянной часовни построили каменную на средства кафедрального собора. Она стала именоваться Спасской. Будучи в Нижнем Новгороде в 1836 году, император Николай I повелел «Спасскую часовню на Ивановской площади сохранить, отделав оную прилично». Поскольку новая часовня строилась по высочайшему повелению, эскиз фасада, выполнявшийся нижегородским городовым архитектором Кизеветтером, направлялся нижегородским губернатором для представления в собственные руки императора. Архимандрит Макарий в работе «Памятники церковных древностей» пишет: «Нынешнее каменное строение совершено в 1848 году. Часовня сия замечательна… особенно, по древнейшей иконе Нерукотворенного Спаса, перенесенной сюда из бывшей часовни на берегу Волги и признаваемой чудотворной».

Комплекс Предтеченской церкви. Слева Спасская часовня. Фото Дунаев. Начало XX в.

Комплекс Предтеченской церкви. Слева Спасская часовня.
Фото Дунаев. Начало XX в.

Н.И. Храмцовский называет другую дату постройки Спасской часовни: «В 1849 году нижегородский купец Веренинов, строивший часовню Алексиевскую, изьявил желание на свой счёт построить вновь, по утвержденному проекту, и Спасскую часовню. Снаружи Спасская часовня в готическом вкусе, на верху её одна глава; внутри, на восточной стороне, устроен небольшой иконостас с несколькими иконами; южная стена также занята иконами в киотах, а посередине устроен бассейн; вода в него проведена из колодца, находящегося внутри кремля. В часовне находится икона Спаса Нерукотворенного…. Жители Нижнего Новгорода и окрестных мест имеют к этой иконе особенное уважение, и часовня часто бывает наполнена молящимися; а так же часто и самая икона Спасителя носится верующими в дома. На ней серебряная вызолоченная риза, богато украшенная жемчугом и каменьями». Здесь историк упоминает о бассейне с водой, но чтобы в часовне появилась вода, клир кафедрального собора в 1855 году обращался к военному губернатору Ф.В. Анненкову, прося разрешения на проведение воды из колодца, находящегося в кремле возле Симеоновской церкви. В этом обращении было отмечено: «Проведение воды и устройство водоёма в часовню принимает по христианскому усердию, на свой счёт купеческая вдова Веренинова».

Внутренний вид Спасской часовни. В центре чудотворная Оранская Владимирская икона Божией Матери. 1930-е годы

Внутренний вид Спасской часовни. В центре чудотворная Оранская Владимирская икона Божией Матери. 1930-е годы

Однако Н.И. Храмцовский в своей работе делает сноску: «Вода из колодца в часовню проведена сыном строителя часовни С.И. Верениновым.» Вероятно, вдова финансировала строительство, а сын принимал в нём деятельное участие. Водопровод шёл под уклоном, он был составлен из деревянных сверленых труб, соединённых втулками, причем вода бралась с верхней части колодца, а не со дна, «чтобы не уничтожить колодец». Работа упрощалась тем, что на определённом участке производилась врезка в водопроводную трубу купца Водовоза, «на что последний согласен».

В период гонений на Церковь, в 1930-е годы, не только список, но и сама чудотворная икона Владимирской Оранской Божией Матери обреталась здесь. В 1941 году часовню ликвидировали, здание передали госучреждению, Оранскую икону — в музейные фонды. В Богородицкий Оранский монастырь она вернулась в сентябре 2008 года.

Архимандрит Макарий в упомянутой работе, рассказывая о церкви Рождества Иоанна Предтечи, добавляет: «…когда в 1843 году устроилась вокруг церкви терраса, то выкопано было множество гробов, как бы положенных один на другой». Речь об участке с южной стороны церкви, под горой.

Место древнего захоронения вдоль южной стены Предтеченской церкви, вскрытого во время реставрационных работ 2004 - 2005 гг. На переднем плане ящик для сбора останков из захоронения

Место древнего захоронения вдоль южной стены Предтеченской церкви, вскрытого во время реставрационных работ 2004 — 2005 гг.
На переднем плане ящик для сбора останков из захоронения

В 2005 году во время капитального ремонта церкви, строители разобрали террасу с южной стороны церкви и открыли описанное братское захоронение. Они увидели истлевшие гробы; кости тех, кто был похоронен в братской могиле, были повреждены, в том числе встречались разрубленные черепа. Попадались наконечники стрел, фрагменты кольчуг, ножи… Но с момента постройки каменной церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи в 1683 году никаких нападений на город уже не было. Что же за воины похоронены возле святого храма во имя Рождества Иоанна Предтечи? Нападений на Нижний Новгород с момента постройки на Нижнем посаде в 1531 году деревянной Предтеченской церкви было только два. По данным Н.И. Храмцовского, «января 6-го 1536 года татары осадили Балахну, зажгли её предместья и вступили с жителями в отчаянный бой…, потом этот отряд татар соединился с другим, выгнанным из областей муромских, и 8 января осадил Нижний Новгород. Три дня стояли татары под Нижним, стараясь взять его, но нижегородцы храбро защищались: они бились с врагами каждодневно с 8 часов утра до 2 пополудни и принудили их отступить». А вот второй случай: «Нижегородцы, давно не видевшие у стен своих татар, ожидали нападения казанцев. Тогда полагали, что они по проискам Девлет-Гирея, хана крымского, сделают вторжение в русские области. Воеводы нижегородские Микулин-Ярого и Тучек-Остяев приняли все меры к обороне. Татары, верно узнав о приготовлениях к отпору, не делали нападений ни на Нижегородскую область, ни на области сопредельные с нею; но в 1574 году они… подступили к Нижнему Новгороду и осадили его. Нижегородцы сделали вылазку, но неудачно: летописец говорит, что тут было убито одних дворян нижегородских 36 человек, «а иных в плене взяли». Однако твердость кремля и на этот раз спасла Нижний от татар. Это было последнее нашествие казанцев на Нижний Новгород». Как видим, в первом случае не говорится о серьёзных потерях со стороны нижегородцев, а во втором — погибло много родовитых горожан и простых воинов. Вероятно, нижегородцы, воздавая дань подвигу своих защитников, погребли их у храма, вблизи главного въезда в город. Спустя век, при возведении на месте деревянной церкви каменного храма, строители благоговейно воздвигли каменные стены, не потревожив братской могилы.

Хотя работа архимандрита Макария вышла ещё в середине XIX века, захоронение так и не исследовали до начала строительных работ 2005 года. Строители сообщили о нем настоятелю храма молодому священнику Дионисию Соловьёву. Захоронение тянулось вдоль всей южной стены храма. Такая ситуация не была предусмотрена в плане строительных работ. Отец Дионисий распорядился перенести захоронение выше по склону, идущему от кремлёвской стены. Теперь оно находится на участке между храмом и вновь установленным на смотровой площадке набатным колоколом. Над братской могилой поставлен православный крест.

При разборке храмовых конструкций обнаружили и второе захоронение — внутри здания под колокольней. Чести быть захороненными в храме могли быть удостоены его служители и благотворители. Останки из этого захоронения также перенесли в братскую могилу.

Теперь в Нижнем Новгороде есть место, где можно поклониться и героям, ценой своей жизни защитившим город ещё в домининское время, и пастырям, и молитвенникам, и строителям святых православных храмов.

Терраса, устроенная вокруг Предтеченской церкви после раскопок, о которых писал архимандрит Макарий, и проходившая над воинским захоронением, служила для совершения церковных крестных ходов. В XIX веке в Нижнем Новгороде в течение года совершалось 17 крестных ходов. Один из них шёл из кафедрального Преображенского собора в Нижнепосадскую церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи на престольный праздник 24 июня, а по новому стилю 7 июля.

Храм Иоанна Предтечи после реконструкции 2005 года. Вид с южной стороны: на переднем плане крест над древним захоронением

Храм Иоанна Предтечи после реконструкции 2005 года. Вид с южной стороны: на переднем плане крест над древним захоронением

Теперь крестный ход движется ежегодно в День народного единства, совпадающий с празднованием иконы Казанской Божией Матери 4 ноября, из Нижегородского кремля, от могилы Кузьмы Минина к площади Народного Единства, раскинувшейся перед древним храмом Иоанна Предтечи. Давайте хранить память об исторических событиях благоговейным отношением к местам, дорогим для наших предков.

ЕВГЕНИЙ ГРЕБНЕВ, председатель Православной религиозной общины во имя Святителя и Чудотворца Николая г. Нижнего Новгорода

Наследие Рождественской стороны
Сборник художественных и публицистических произведений, научных статей и мемуаров, посвященных уникальной территории Нижнего Новгорода
ВЫПУСК II. Подписано в печать 06.08.2013г.
Типография и издательство «Кириллица»

Рубрики: История храма

Комментарии отключены.

  • Публикации по месяцам