Кроме кремлевских соборов и монастырей в древнем Нижнем Новгороде было множество приходских храмов. Так, во время захвата города Арапшей (Арап-шахом) 5 августа 1377 года в городе сгорело сразу 32 храма! Сначала каменные храмы появились на территории кремля (Спасо-Преображенский и Михайло-Архангельский соборы), затем в Благовещенском монастыре, а с 1371 г. — на посаде.
В XVII веке большинство храмов, прежде всего Нижнего посада и связанной с ним Ильинской горы, были отстроены каменными казной купцов-ктиторов. Это подтверждало, во-первых, ведущую роль Волги и торга в жизни города, во-вторых, наличие у промышленников значительных капиталов, часть которых они вкладывали в строительство как собственных жилых палат и торгово-промышленных зданий, так и храмов. По три каменные церкви возвели гость Афонасий Олисов, купец-зодчий Семен Задорин, солепромышленник Г.Д.Строганов, по одной — посадские Иван Языков, Гаврила Дранишников, Яков Пушников и др.
Традиции строительства каменных храмов купеческой казной, но уже в складчину, нижегородцы сохранили и в последующие времена, вплоть до начала XX в.
В архитектурном решении храмов XVII в. отчетливо проявились художественные взгляды ктиторов, по своему вкусу нанимавших исполнителей: зодчих, каменщиков, кузнецов, иконописцев, резчиков по дереву и камню, золотильщиков и керамистов. Церкви получали неповторимо-оригинальные решения.
С конца XVIII столетия строительство храмов разрешалось Синодом исключительно по проектам дипломированных зодчих, а позднее (с 1825 года) — по образцовым фасадам, что приводило к единообразию и повторяемости форм. Но со второй половины XIX в., времени господства в художественной жизни России эклектики, зодчие при разработке проектов храмов стали обращаться к самым различным историческим прообразам, что способствовало появлению в Нижнем Новгороде оригинальных, хотя и не всегда оправданных в решениях, храмовых зданий.
Церковь Иоанна Предтечи на торгу Н.Новгорода (1683 г.)
Выстроена коштом посадского промышленника Г.С.Дранишникова. Это является показателем высокого уровня экономического развития города, наличия в XVII в. у торговцев значительных капиталов (эпоха первоначального накопления в России).
Церковь известна с XV в. В ее честь названа Ивановская башня кремля. В начале XVII в. церковь была деревянной, клетской «с трапезною и папертью». Занимала на Нижнепосадском торге композиционно выгодное место. Поэтому вернувшийся в 1674 г. с многолетней государственной службы из Астрахани Дранишников испросил у Нижегородского митрополита Филарета благословение построить своим коштом каменный храм. Это должно было доказать его лояльность к православию, ибо жена Анна и сын записались в раскол и бежали в Керженецкие скиты.
Г.С.Дранишников сам закупал строительный материал, нанимал каменщиков, плотников, кузнецов, иконописцев, сам во многом определил художественный образ здания. Церковь — типа «корабль», но поставлена на высокий подиум-подцерковье. Со стороны Кремлевского холма имела кирпичный придел в честь Анны Великомученицы. Четверик моленного зала венчало крытое зеленой черепицей пятиглавие с золочеными коваными крестами, тимпаны закомар были расписаны фресками. Дранишников умер 24 августа 1679 г., завещав брату Лаврентию свое состояние при условии достройки им церкви. В 1683 г. она была освящена, что зафиксировал Нижегородский летописец.
В 1814 г. к северной стороне трапезной пристроили Духовской придел, но в ходе градостроительных преобразований 1839-1842 гг. приделы были разобраны. В 1870 г. перестроена колокольня, сохранены 7 колоколов («Благовестный» — 69 пудов, «Вседневный» 21 пуд). В 1885 г. к церкви пристроили шатровую часовню со сторожкой. В 1899 г. после разрыва внутри храма железной связи переложен алтарь. Остается ярким историческим и художественным памятником России XVII века.
Спасская часовня (XVIII-XIX вв.)
Весной 1765 г. была построена под Ивановской башней кремля старообрядцем Степаном Кондаковым. Причем без разрешения духовных властей, для специально написанного иконописцем Благовещенской слободы Иваном Тихоновым образа Благовещения (более 2 м высоты!). Это было нарушением существовавших правил, ибо указами Синода от 25 ноября 1707 и 20 июня 1734 гг. строительство новых и поновление старых часовен категорически запрещалось. Епископ Феофан приказал ее сломать, икону же для освидетельствования забрать в консисторию (оказалась написана «неисправно и без всякой препорции»).
Не дожидаясь развития конфликта, часовню спешно разобрал сам ктитор-строитель. Но прецедент состоялся, и власти Оранского монастыря добились права поставить на ее месте рубленую часовенку с кружкой для сбора пожертвований.
В 1808 г. Нижегородский архиепископ Вениамин приписал часовню к Спасо-Преображенскому кремлевскому собору и перенес в нее почитавшийся чудотворным образ Спаса Нерукотворного, доставленный в Н.Новгород из Суздаля в 1352 г. великим князем Константином Васильевичем. В 1809 г. часовня была выстроена кирпичной, а в 1849 г. купец И.Веренинов перестроил ее. Внутри был сделан бассейн, вода в который поступала по трубам из родников Кремлевского холма. В 1877 г. по проекту архитектора И.К.Кострюкова со стороны Ивановского съезда к часовне пристроили крыльцо-всход с чугунным зонтом кровли на четырех литых колоннах.
Здание сохранилось, но его архитерктура искажена поновлениями.