ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

book11

Отрывок из книги Николая Филипповича Филатова «Нижний Новгород. Архитектура XIV — начала XX в.»
Редакционно-издательский центр «Нижегородские новости», Нижний Новгород, 1994 г.

Кроме кремлевских соборов и монастырей в древнем Нижнем Новгороде было множество приходских храмов. Так, во время захвата города Арапшей (Арап-шахом) 5 августа 1377 года в городе сгорело сразу 32 храма! Сначала каменные храмы появились на территории кремля (Спасо-Преображенский и Михайло-Архангельский соборы), затем в Благовещенском монастыре, а с 1371 г. — на посаде.

В XVII веке большинство храмов, прежде всего Нижнего посада и связанной с ним Ильинской горы, были отстроены каменными казной купцов-ктиторов. Это подтверждало, во-первых, ведущую роль Волги и торга в жизни города, во-вторых, наличие у промышленников значительных капиталов, часть которых они вкладывали в строительство как собственных жилых палат и торгово-промышленных зданий, так и храмов. По три каменные церкви возвели гость Афонасий Олисов, купец-зодчий Семен Задорин, солепромышленник Г.Д.Строганов, по одной — посадские Иван Языков, Гаврила Дранишников, Яков Пушников и др.

Традиции строительства каменных храмов купеческой казной, но уже в складчину, нижегородцы сохранили и в последующие времена, вплоть до начала XX в.

В архитектурном решении храмов XVII в. отчетливо проявились художественные взгляды ктиторов, по своему вкусу нанимавших исполнителей: зодчих, каменщиков, кузнецов, иконописцев, резчиков по дереву и камню, золотильщиков и керамистов. Церкви получали неповторимо-оригинальные решения.

С конца XVIII столетия строительство храмов разрешалось Синодом исключительно по проектам дипломированных зодчих, а позднее (с 1825 года) — по образцовым фасадам, что приводило к единообразию и повторяемости форм. Но со второй половины XIX в., времени господства в художественной жизни России эклектики, зодчие при разработке проектов храмов стали обращаться к самым различным историческим прообразам, что способствовало появлению в Нижнем Новгороде оригинальных, хотя и не всегда оправданных в решениях, храмовых зданий.

Церковь Иоанна Предтечи на торгу

Церковь Иоанна Предтечи на торгу

Церковь Иоанна Предтечи на торгу Н.Новгорода (1683 г.)

Выстроена коштом посадского промышленника Г.С.Дранишникова. Это является показателем высокого уровня экономического развития города, наличия в XVII в. у торговцев значительных капиталов (эпоха первоначального накопления в России).

Церковь известна с XV в. В ее честь названа Ивановская башня кремля. В начале XVII в. церковь была деревянной, клетской «с трапезною и папертью». Занимала на Нижнепосадском торге композиционно выгодное место. Поэтому вернувшийся в 1674 г. с многолетней государственной службы из Астрахани Дранишников испросил у Нижегородского митрополита Филарета благословение построить своим коштом каменный храм. Это должно было доказать его лояльность к православию, ибо жена Анна и сын записались в раскол и бежали в Керженецкие скиты.

Г.С.Дранишников сам закупал строительный материал, нанимал каменщиков, плотников, кузнецов, иконописцев, сам во многом определил художественный образ здания. Церковь — типа «корабль», но поставлена на высокий подиум-подцерковье. Со стороны Кремлевского холма имела кирпичный придел в честь Анны Великомученицы. Четверик моленного зала венчало крытое зеленой черепицей пятиглавие с золочеными коваными крестами, тимпаны закомар были расписаны фресками. Дранишников умер 24 августа 1679 г., завещав брату Лаврентию свое состояние при условии достройки им церкви. В 1683 г. она была освящена, что зафиксировал Нижегородский летописец.

В 1814 г. к северной стороне трапезной пристроили Духовской придел, но в ходе градостроительных преобразований 1839-1842 гг. приделы были разобраны. В 1870 г. перестроена колокольня, сохранены 7 колоколов («Благовестный» — 69 пудов, «Вседневный» 21 пуд). В 1885 г. к церкви пристроили шатровую часовню со сторожкой. В 1899 г. после разрыва внутри храма железной связи переложен алтарь. Остается ярким историческим и художественным памятником России XVII века.

Спасская часовня (XVIII-XIX вв.)

Весной 1765 г. была построена под Ивановской башней кремля старообрядцем Степаном Кондаковым. Причем без разрешения духовных властей, для специально написанного иконописцем Благовещенской слободы Иваном Тихоновым образа Благовещения (более 2 м высоты!). Это было нарушением существовавших правил, ибо указами Синода от 25 ноября 1707 и 20 июня 1734 гг. строительство новых и поновление старых часовен категорически запрещалось. Епископ Феофан приказал ее сломать, икону же для освидетельствования забрать в консисторию (оказалась написана «неисправно и без всякой препорции»).

Не дожидаясь развития конфликта, часовню спешно разобрал сам ктитор-строитель. Но прецедент состоялся, и власти Оранского монастыря добились права поставить на ее месте рубленую часовенку с кружкой для сбора пожертвований.

В 1808 г. Нижегородский архиепископ Вениамин приписал часовню к Спасо-Преображенскому кремлевскому собору и перенес в нее почитавшийся чудотворным образ Спаса Нерукотворного, доставленный в Н.Новгород из Суздаля в 1352 г. великим князем Константином Васильевичем. В 1809 г. часовня была выстроена кирпичной, а в 1849 г. купец И.Веренинов перестроил ее. Внутри был сделан бассейн, вода в который поступала по трубам из родников Кремлевского холма. В 1877 г. по проекту архитектора И.К.Кострюкова со стороны Ивановского съезда к часовне пристроили крыльцо-всход с чугунным зонтом кровли на четырех литых колоннах.

Здание сохранилось, но его архитерктура искажена поновлениями.

Упоминания о храме Рождества Иоанна Предтечи (фото книг)

Рубрики: История храма

Комментарии отключены.

  • Публикации по месяцам