ЗАКРЫТИЕ ХРАМА И ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА СВЯЩЕННИКА ИОАННА ЛАЗАРЕВА
Согласно декрету «Об отделении церкви от государства» от 25 ноября 1917 года, все церковное имущество, ставшее народным достоянием, по особым соглашениям передавалось в бессрочное пользование приходским общинам. 20 ноября 1918 года подобное соглашение было заключено между Нижегородским губернским отделом по отделению церкви и Успенской приходской общиной. Прихожане обязывались содержать храм в порядке и не допускать в храме мероприятий, противных советской власти. Подписали соглашение председатель отдела товарищ Ксенофонт Никольский и настоятель храма иерей Иоанн Лазарев.
На личности этого священника хотелось бы задержать наше внимание. Судьба этого человека представляет сейчас практический интерес для исследователей церковной истории, так как он – последний настоятель храма Успения Божией Матери до его разорения, определением Архиерейского Юбилейного Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года был причислен к лику святых новомучеников российских для общецерковного почитания. Актами того же собора было предписано составить житие святого Иоанна Лазарева и сложить ему акафист.
В 1876 году в уездном городе Курмыш Симбирской губернии в семье священника Михаила Лазарева и жены его Анны Александровны родился сын Иван.
По воспоминаниям родственницы о. Иоанна, О. А. Лушиной (в девичестве Никольской), с самых ранних лет судьба подвергла его суровым испытаниям: умерла мама, и отец отправил мальчика на воспитание к деду – церковному педагогу Александру Николаевичу Порфирьеву в село Можаров Майдан Курмышского уезда Симбирской губернии. Там Ваня посещал школу, основанную дедом; много читал, благо в доме была обширная библиотека.
В начале 1880-х годов родная тетка Серафима Александровна увезла пятилетнего мальчика в Нижний Новгород, где поселилась с ним в квартире старшего брата – кандидата богословия, преподавателя Нижегородской Духовной семинарии и ряда светских учебных заведений – священника Алексея Александровича Порфирьева. По воскресеньям и праздникам Ваня усердно прислуживал своему дяде в Никольской церкви, а затем в древнем кремлевском храме Михаила Архангела. Когда Серафима Александровна вышла замуж за чиновника Петра Афанасьевича Никольского, мальчик стал воспитываться в его семье.
Вскоре Никольский круто изменил свою жизнь, был рукоположен во диакона, затем иерея, и уехал с семьей в село Собчино Семеновского уезда, в котором частично и прошли отроческие годы Вани. Примечательно, что всю свою жизнь о. Иоанн Лазарев почитал Петра Афанасьевича и Серафиму Александровну как подлинных родителей, а их детей называл родными братьями и сестрами.
С юных лет Ваня уже окончательно избрал дальнейший жизненный путь православного священнослужителя. После успешного окончания Нижегородской Духовной семинарии он женился на дочери священника из Городца, выпускнице женского епархиального училища Анне Ефимовне, и получил церковный приход в селе Баранове Горбатовского уезда. Потом он служил священником в Павлове-на-Оке, откуда был в 1914 году перемещен в Нижний Новгород настоятелем храма Успения Божией Матери.
Иерею Иоанну Лазареву довелось рано овдоветь, и все свои духовные и душевные усилия он обратил на энергичную религиозно просветительскую и проповедническую деятельность.
Его племянница О. А. Лушина (Никольская) вспоминает, что батюшка Иоанн весь свой день проводил в церковных делах. К нему очень любили приходить малолетние племянники: дом был старинный, с винтовой лестницей, анфиладой комнат и богатой библиотекой, в которой детей особенно привлекали подшивки разнообразных иллюстрированных журналов. Впоследствии безбожные власти дом у священника отобрали, ему пришлось переселиться непосредственно в саму церковь.
Истинным духовным подвигом явилось терпеливое и кроткое отстаивание храма Успения Божией Матери, которое священник совершал совместно с клиром и прихожанами.
Условия вышеупомянутого соглашения 1918 года неукоснительно выполнялись, и повода расторгнуть это соглашение не было. И все же в 1932 году началось дело о закрытии Успенского храма.
В мае приходской совет получил копию постановления Нижегородского крайисполкома о ликвидации Успенской церкви в Нижнем Новгороде. Решение крайисполкома было принято с типичной для того времени формулировкой: «по многочисленным просьбам трудящихся Свердловского (ныне Нижегородского) района», желавших иметь на месте храма детский сад и пионербазу. На переоборудование, а именно на снос колокольни, пятиглавия, устройства новой кровли было выделено 6 тыс. рублей.
Прошло уже 14 постреволюционных лет, и были случаи полного разрушения храмов после ликвидации общин. Печальный конец предвидеть было несложно. Поэтому было решено от имени общины написать письмо с просьбой оставить храм верующим.
Успенская церковь, построенная в 1672 году на средства нижегородского купца Афанасия Олисова, была поставлена на учет и охрану как памятник архитектуры XVII века лишь в 1960 году. Однако уникальность памятника отмечалась еще в конце XIX века, что было хорошо известно прихожанам храма. Отстаивая свою церковь, верующие приводили в защиту и этот аргумент. Предположение просителей больше похоже на утверждение: «Храм наш должен быть сохранен во всей своей целости. Было бы очень печально, если он, невзирая на древнюю красоту, потерял бы свой старинный облик и тем более был бы уничтожен!»
В заключение верующие просили: «Храм Успения Божией Матери, как архитектурный памятник XVII века, оставить в неприкосновенности в ведении Успенской религиозной общины Н.Новгорода для удовлетворения в нем своих религиозных потребностей». Подписали заявление члены приходского совета Новиков, Дроздовская, Баженова, Смирнова.
Срочно затребовав все делопроизводство, ВЦИК рассмотрел дело и в августе 1932 года постановление президиума крайисполкома отменил.
Казалось, опасность миновала, но трудящиеся-безбожники Свердловского района и местные власти решили не отступать от задуманного. В сентябре 1933 года на основании заявления руководства коммунального техникума, нуждающегося в помещениях, было принято решение о ликвидации общины.
Повторное ходатайство прихожан ВЦИК отклонил, на этот раз церковь отстоять не удалось – «ввиду новых данных и необходимости использования здания для нужд коммунального техникума…указанную церковь ликвидировать, приказ №100 от 5 января 1934 г.» (новые данные – это сообщение из Н.Новгорода о, якобы, множестве церквей вблизи Успенской церкви, часть из которых к тому времени была уже закрыта, а другие были ликвидированы в 1934 – 1937 гг.).
20 января 1934 года постановление было приведено в исполнение, верующие вынуждены были оставить церковь. Храму грозил снос, и лишь вмешательство краевого музея остановило разрушение.
После закрытия храма отец Иоанн мог бы оставить священство, но он остался тверд в своем служении Богу. Иерей Иоанн Лазарев продолжил служить в Вознесенской и Казанской церквах до их закрытия, затем в церкви Иоанна Предтечи.
В ночь с 5 на 6 августа 1937 года отец Иоанн был арестован. Во время допроса было предъявлено обвинение: участие в фашистской террористической группе, ставившей целью свержение советской власти. Мера наказания: расстрел. Священник Иоанн все обвинения отверг, виновным себя не признал, свидетельств против других не подписал. 4 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение. Так мученически и достойно окончил свой нелегкий жизненный путь священник Русской Православной Церкви и истинный пастырь своих словесных овец.
А храм продолжал жить, но уже новой жизнью.