ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Тысячелетие крещения Руси отмечалось в нашей стране в 1988 году. В этот период, в условиях продолжающегося господства атеистической идеологии, все официальные разговоры сводились к культурной и просветительской сторонам этого великого события. А вот главная составляющая этого события – духовная всё ещё оставалась в тени. Однако память о тысячелетии православия на Руси заставила многих задуматься о своих духовных корнях, а кто-то вспомнил, что с младенчества принял крещение в святой купели. Множество православных верующих, потянувшееся в храмы, заставило власть отказаться от атеистической пропаганды. Вскоре, в ноябре 1990 года, в ленинградском Музее истории религии и атеизма были вновь обретены мощи великого святого Русской Православной Церкви – преподобного Серафима Саровского. В июле 1991 года святые мощи были перенесены к месту их упокоения в возрождённую Свято-Троицкую Серафимо-Дивеевскую обитель по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Владимир – Нижний Новгород – Арзамас. В этих городах и в других населённых пунктах, стоящих на пути следования крестного хода, проходили торжественные богослужения при большом стечении народа. В любую погоду, днём и ночью тысячи людей стояли у храмов, чтобы приложиться к раке со святыми мощами батюшки Серафима. От Москвы святые мощи сопровождали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и члены Священного Синода. 30 июля 1991 года крестный ход достиг Дивеевской обители, у святых врат которой Святейший Патриарх Алексий II сказал: «Перевёрнута последняя страница Дивеевской летописи, пришло время исполнения пророчеств: мощи преподобного Серафима отныне упокоятся, по его слову, в соборе во имя Живоночальной Троицы Дивеевского монастыря». Через несколько дней после этих торжеств, в России, где коммунистическая идеология уже лишилась поддержки широких слоёв общества, после известных событий августа 1991 года, происходивших в праздник Преображения Господня, началось преображение России, преодолевшей тоталитарную идеологию, которая была основой для «лукавого мудрования» – атеизма.

Протоиерей Николай Соседкин. Фото из личного архива священника

Протоиерей Николай Соседкин.
Фото из личного архива священника

Дивеевские торжества, когда «среди лета запели Пасху», происходили в Нижегородской епархии, правящим архиереем которой был митрополит Николай. Владыка Николай возглавлял епархию с 1977 года до своего преставления в 2001 году. Именно его трудами возрождалась одна из крупнейших епархий Русской Православной Церкви. Процесс возвращения Церкви её осквернённых и порушенных святынь начался в 90-е годы XX века. Через пятьдесят семь с половиной лет запустения у Нижегородской Предтеченской церкви, официально ещё не возвращённой епархии, вновь появился настоятель: 29 мая 1995 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай своим распоряжением определил на эту должность протоиерея Николая Соседкина, служившего в Спасском Староярмарочном кафедральном соборе Нижнего Новгорода.

Отцу Николаю предстоял тяжёлый труд вначале по возвращению храмового здания, а затем по приготовлению обезображенной святыни к началу регулярных богослужений. Через четыре месяца после начала службы нового настоятеля здание Предтеченской церкви, включённое в конце 1989 года в число объектов историко-культурного наследия Нижегородской области, было возвращено Церкви. Основанием для этого стало распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области от 27 сентября 1995 года за номером 704 «О передаче здания церкви Иоанна Предтечи в г. Нижнем Новгороде в бессрочное, безвозмездное пользование религиозному объединению». Спортивно-техническая школа по автоспорту должна была освободить помещения в здании церкви до конца 1995 года.

Приступив к первоначальному восстановлению храмового здания, чтобы создать в нём условия для совершения богослужений, отец Николай обратился ко всем, кто пожелает стать благотворителем для восстановления этого значимого для России места: «Невзирая на то, что храм Иоанна Предтечи является историческим памятником, никаких ремонтных, а тем более реставрационных работ не проводилось. В результате эксплуатации храму нанесён большой ущерб. В настоящее время община пытается вернуть храму былое величие и облик. На это потребуются большие материальные затраты». Приходская община приступила к первоочередным работам. Вот что смог осилить приход за первые полгода возрождения святыни: разрушены перегородки в алтаре, возведён временный иконостас, освобождён купол храма, где пришлось разобрать два уровня полов и потолка, разобраны стены и перегородки внутри трапезной части, сделаны новые рамы для алтарной части, продолжаются кровельные и другие работы. За это время для церкви закуплено то, что необходимо для богослужения: церковная утварь, иконы, богослужебные книги и прочее.

Настоятель отец Николай служит молебен в возрождающемся храме Иоанна Предтечи. Фото из личного архива священника

Настоятель отец Николай служит молебен в возрождающемся храме Иоанна Предтечи.
Фото из личного архива священника

А самое главное событие произошло 7 января 1996 года. В этот великий двунадесятый праздник Рождества Христова, после долгих лет запустения, в Нижегородской Предтеченской церкви была отслужена первая Божественная литургия. Правящий архиерей – митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай внимательно следил за процессом возрождения храма во имя Рождества Иоанна Предтечи, зная, какое значение имеет это святое место в истории России и Русской Православной Церкви.

Настоятель храма протоиерей Николай Соседкин ежемесячно докладывал владыке о ходе восстановительных работ. Вот что было сделано за сентябрь 1996 года: произведён косметический ремонт в трапезной части храма, приведено в порядок и включено отопление храма, освобождена от имущества автошколы последняя комната, изготовлен временный деревянный крест на центральный купол, вывезено пять машин грунта, снятого вокруг алтарной части храма. Через месяц владыке Николаю было доложено о работах, выполненных в октябре: установлен временный деревянный крест на храме, изготовлена парадная дверь, вывезено шесть машин грунта, в трапезной части храма снимается бетонное перекрытие. Для всей Нижегородской епархии это были годы начала возрождения святынь, когда многолетняя «мерзость запустения» в переданных епархии храмовых зданиях заставляла людей задуматься о состоянии собственной души, собственного сердца, предназначенного для того, чтобы служить храмом Бога Вседержителя. Для возвращения храмам прежнего благолепия не было средств, восстановительные работы велись трудами самих прихожан, но было сделано главное – созданы условия для проведения регулярных храмовых богослужений. Настоятель храма отец Николай проявлял себя не только как служитель и строитель, но и как проповедник. Каждое воскресенье он проводил пастырские беседы с группой взрослых прихожан. Священник участвовал в регулярных передачах по областному радио, начал систематическое чтение лекций по Закону Божию в Нижегородском центре духовного развития «Радуница», проводил беседы в Волго-Вятском учебном центре УВД и проповедовал Слово Божие там, где его хотели услышать.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай на богослужении в храме Иоанна Предтечи в сослужении прот. Николая и дьякона Петра Хлонина.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай на богослужении в храме Иоанна Предтечи в сослужении прот. Николая и дьякона Петра Хлонина.

В 1997 году в штат Нижегородской Иоанно-Предтеченской церкви по распоряжению митрополита Николая была включена должность диакона. Так случилось, что в период служения настоятеля церкви протоиерея Николая Соседкина на этой должности за три года сменились четыре диакона. Диакон Александр Юнков был определён на должность 15 июля 1997 года, а 4 января 1999 года был почислен за штат. В тот же день на это место был определён диакон Максим Суминов, служивший в Нижегородском соборе во имя Александра Невского, но и он в начале мая 1999 года был почислен за штат с правом перехода на службу в другую епархию. На вакантное место в Иоанно-Предтеченскую церковь 1 июня 1999 года из Спасского Староярмарочного кафедрального собора Нижнего Новгорода был переведён диакон Петр Хлонин. В декабре того же 1999 года на месте диакона Предтеченской церкви служил уже Петр Калгарев, прежде служивший в Воскресенском соборе города Арзамаса.

Известно, что сегодня диакон Александр Юнков продолжает своё служение в Нижегородской Успенской церкви, которую в богоборческое время возглавлял святой священномученик Иоанн Лазарев. Диакон Максим Суминов служит в древнейшем Нижегородском Архангельском соборе. А отец Петр Калгарев в 2000 году принял священнический сан и теперь возглавляет приход церкви в честь Казанской Божией Матери в селе Румянцево Дальнеконстантиновского района.

Настоятель храма отец Николай Соседкин и прихожане провожают митрополита Николая

Настоятель храма отец Николай Соседкин и прихожане провожают митрополита Николая

В тот период, когда приход Нижегородской Иоанно-Предтеченской церкви возглавлял протоиерей Николай Соседкин, произошло ещё одно знаменательное событие: здание Спасской часовни, стоящее в непосредственной близости к Предтеченской церкви, но никогда прежде ей не принадлежавшее, было передано приходу церкви в безвозмездное пользование. Произошло это 29 января 1998 года. Действительно, какому ещё приходу можно было передать Спасскую часовню, если богоборческое время создало внутри кремля и на Нижнем посаде духовную пустыню, когда вместе с другими храмами был уничтожен и хозяин часовни – древний Спасо-Преображенский кафедральный собор. Пять лет усердно исполнял отец Николай должность настоятеля Предтеченской церкви. Он возродил богослужения в храме, его приход проделал большую тяжёлую работу по разборке и ликвидации всего инородного, что было в изуродованном до неузнаваемости храмовом здании, и выполнил посильные ремонтные работы. Но личные обстоятельства сложились так, что священник подал прошение митрополиту Николаю и 13 июня 2000 года был почислен за штат с правом перехода на службу в другую епархию. Сегодня протоиерей Николай Соседкин служит в одном из сельских приходов Астраханской епархии. А мы воздадим должное служителю Церкви, преодолевшему «мерзость запустения» в месте, которое свято для всей России.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай распоряжением №166 от того же 13 июня 2000 года определил на должность настоятеля церкви Иоанна Предтечи города Нижнего Новгорода протоиерея Александра Лехно, который до этого возглавлял приход Покровской церкви города Лукоянова. Уважаемому священнику отцу Александру шёл семидесятый год, его ожидал непочатый край трудов и забот, которые предстояло приложить для возрождения святыни. Священник был по гражданской специальности инженером, он обошёл множество инстанций, приглашал на объект для консультации различных специалистов, собрал подробную техническую документацию. После двух лет служения настоятеля отца Александра приход церкви Иоанна Предтечи обратился ко всем нижегородцам со своим воззванием, озаглавленным «Призыв о помощи». Вот в каком состоянии находилась всероссийская святыня: «Храму причинён значительный ущерб: стены и фундамент поражены грибком от сырости, в конструкциях здания начались разрушительные изменения. Требуются неотложный специальный ремонт и реставрация. Если не предпринять срочных и энергичных усилий, храм может погибнуть. Несмотря на всю серьёзность, положение всё же не безнадёжно. Современные материалы и технологии позволяют возродить древний храм. Дело за «малым» – нет средств, так как прихожане ныне действующего храма в основном скромные и пожилые люди, а меценатов нет. Подчёркиваем, что в данное время речь идёт не о декоративном ремонте и возведении утраченных архитектурных частей. Воссоздание истинного облика некогда великолепного храма – дело будущего. Сейчас, прежде всего, нужна скорая помощь – лечение, спасение стен и фундамента».

Протоиерей Александр Лехно перед храмом Иоанна Предтечи. Фото из личного архива О.А. Бородиной.

Протоиерей Александр Лехно перед храмом Иоанна Предтечи. Фото из личного архива О.А. Бородиной.

Настоятель Предтеченской церкви отец Александр достиг уже почтенного возраста, а дела служения и возрождения храма требовали отдачи всех сил, которые в течение последних пяти лет его жизни тайно обкрадывала мучительная болезнь. В помощь отцу Александру в октябре 2001 года клириком Предтеченской церкви был определён протоиерей Анатолий Мешков, переведённый из Карповской Спасо-Преображенской церкви Нижнего Новгорода. Отец Анатолий получил прекрасное духовное образование: в 1985 году он окончил Одесскую духовную семинарию, а в 1989 году – Ленинградскую духовную академию. Он получил учёную степень кандидата богословия и преподавал в Нижегородской духовной семинарии. В храме Иоанна Предтечи протоиерей Анатолий прослужил до конца 2002 года. В настоящее время он служит в Нижегородской церкви во имя Всемилостивейшего Спаса.

В ноябре 2000 года в храме Иоанна Предтечи диакона Петра Калгарева сменил диакон Димитрий Юсов, недавно окончивший Нижегородскую духовную семинарию и успевший послужить в Нижегородской церкви в честь иконы Иверской Божией Матери. Этому молодому священнослужителю, посчастливилось в течение трёх лет учиться у отца Александра истинному служению. Диакон Димитрий в настоящее время служит вместе с отцом Анатолием в храме Всемилостивейшего Спаса.

Отец Александр на проповеди в храме Иоанна Предтечи. Фото из личного архива диакона Димитрия Юсова

Отец Александр на проповеди в храме Иоанна Предтечи.
Фото из личного архива диакона Димитрия Юсова

Он навсегда запомнил, какой силой была наполнена проповедь отца Александра: «Батюшка произносил проповедь. Вдруг он сделал паузу. В храме стояла абсолютная тишина, неожиданно эту тишину взорвало слово «доколе», от которого я вздрогнул». Отцу Александру пришлось претерпеть скорби от тех, кто не преодолел в себе безумие, кто попирал Заповеди Божии. Как-то батюшке удалось раздобыть для храма кровельное железо. Этот необходимый для ремонта святыни материал был соскладирован возле здания, но вскоре бесследно исчез. Кто-то не побоялся Божьего наказания и вверг себя в бедственное состояние. Дай Бог, чтобы эти люди сотворили плод покаяния и получили отпущение этого страшного греха.

Настоятель храма прот. Александр Лехно на богослужении в алтаре перед престолом

Настоятель храма прот. Александр Лехно на богослужении в алтаре перед престолом

Протоиерей Александр Лехно закончил служение в приходе Предтеченской церкви в конце 2003 года: указом правящего архиерея епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия он с 12 января 2004 года был назначен штатным клириком сормовского Спасо-Преображенского собора Нижнего Новгорода. Через год батюшка был переведён на служение в другой нижегородский приход – в храм в честь иконы Смоленской Божией Матери в Гордеевке, где, прослужив два с половиной года, он и закончил земной путь. О настоятеле Предтеченской церкви протоиерее Александре Лехно следует рассказать более обстоятельно, ведь через его жизненный путь нам были явлены «правило веры» и образ «пастыря доброго». Александр Валентинович Лехно родился 5 мая 1931 года в столице Сербии – Белграде, куда в начале 1920-х годов его семья была вынуждена эмигрировать из Харькова, где большевики угрожали семье неминуемой расправой. Отцом будущего священника был адвокат Валентин Иосифович Лехно, ученик известного адвоката Плевако. В среде русской эмиграции Валентин Иосифович имел прекрасную деловую репутацию, его жизнь проходила в постоянных разъездах. Отец умер, когда Александр Валентинович был ещё ребёнком. О многотрудной судьбе благодатного пастыря отца Александра, глубоко верующего христианина рассказано в материале Михаила Ляпина «Человек из истории», опубликованном в «Нижегородских епархиальных ведомостях», в №14 за 2007 год. Отец Александр отошел ко Господу 12 июня 2007 года. Прихожане Смоленской церкви не могли сдерживать слёз, когда хоронили своего благодатного пастыря на кладбище при Высоковской Троицкой церкви у стены придела в честь Покрова Божией Матери.

В последние годы жизни отец Александр, оглядываясь на свой долгий и трудный жизненный путь, целиком посвящённый служению Церкви Божией, вспоминал: «У меня тяготение к церкви было с детства. Наверное, потому что меня мама вымолила. Когда родился, я очень долго не подавал признаков жизни. Она молилась, чтобы я выжил, – и очень хотела, чтобы я служил в церкви. Служу – почти уж полвека». В знак того, что отец Александр был отмечен Божией благодатью, произошли два события в храмах, которые он возрождал: в Нижегородском храме во имя Рождества Иоанна Предтечи чин великого освящения совершил Святейший Патриарх Алексий II, а Лукояновскую церковь в честь Покрова Божией Матери освятил Святейший Патриарх Кирилл.

Настоятель возрождающегося храма иерей Дионисий Соловьев. Фото с сайта Нижегородской епархии.

Настоятель возрождающегося храма иерей Дионисий Соловьев.
Фото с сайта Нижегородской епархии.

С апреля 2004 года настоятелем Нижегородского храма во имя Рождества Иоанна Предтечи стал молодой священник Дионисий Соловьёв. До этого назначения отец Дионисий после окончания Нижегородской духовной семинарии уже послужил в двух нижегородских храмах, освящённых в честь Преображения Господня: в Печёрской слободской церкви и в Сормовском соборе. В истории Нижегородской Предтеченской церкви не было другого священника, чьё служение сопровождалось бы чередой таких выдающихся церковных событий, участником которых стал отец Дионисий. Через двадцативосьмилетнего священника проявилась благодать, которая накапливалась предыдущими поколениями.

Отец Дионисий – сын уважаемого православными нижегородцами митрофорного протоиерея Владимира Соловьёва. А по линии его матери Анны Сергеевны три поколения предков были священнослужителями. Отец Владимир начал служение в Преображенской церкви Печёрской слободы, когда Дионисий был ещё восьмилетним ребёнком. Это был один из трёх нижегородских храмов, избежавших разорения и запустения, здесь покоятся святые мощи преподобного Иоасафа Печёрского. Когда митрополит Николай назначил отца Владимира наместником Спасского Староярмарочного кафедрального собора, Дионисий был посвящён в иподиакона и в этом служении, хорошо изучив чинопоследование церковного богослужения, твёрдо решил посвятить свою жизнь пастырскому служению.

Российская законодательная власть готовилась к введению нового государственного праздника – Дня народного единства, приуроченного ко дню победы Нижегородского ополчения, совпадающему с празднованием иконы Казанской Божией Матери. И вот летом 2004 года начались комплексные реставрационные работы по возрождению того места, откуда началось спасение Руси.

Был создан комитет, в котором вместе с владыкой Георгием трудились представители власти: федеральной, областной и городской. Основным благотворителем, финансирующим эти работы, выступил балахнинский бумкомбинат «Волга», ведь жители города Балахны считают великого гражданина Кузьму Минина своим земляком.

2004 год - начало восстановительных работ. Фото с сайта Нижегородской епархии

2004 год — начало восстановительных работ.
Фото с сайта Нижегородской епархии

2004 год - начало восстановительных работ. Фото с сайта Нижегородской епархии

2004 год — начало восстановительных работ.
Фото с сайта Нижегородской епархии

2004 год - начало восстановительных работ. Фото с сайта Нижегородской епархии

2004 год — начало восстановительных работ.
Фото с сайта Нижегородской епархии

Предстояли масштабные работы по восстановлению храмового комплекса. Прежде всего, нужно было сломать всё, что относилось к перестройкам советского периода. Нужно было спасать фундамент и стены храмового здания от разрушительных изменений, восстановить разрушенный при советской перестройке подиум, укреплявший здание, построить колокольню, от которой сохранилось только основание, полностью перестроить Царскую часовню,
утратившую все архитектурные достоинства.

Подготовка к реставрации храма началась в 1998 году новыми научно-проектными и исследовательскими работами, заказчиком которых выступил нижегородский фонд «Возрождение». По инициативе председателя фонда «Возрождение» Серикова А.А. еще в 1994 году было создано ЗАО «ТИК «Старый Нижний Новгород», которое теперь приступило к сбору инженерной информации для определения технических характеристик конструкций сооружений, входящих в храмовый комплекс. Собранная информация позволила начать разработку эскизного проекта ремонтно-реставрационных работ. Но через год закончилось финансирование, и работы были приостановлены.

В 2004 году Нижегородская епархия Русской Православной Церкви в лице епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия стала новым заказчиком этого проекта и определила генерального проектировщика. Им стала организация, уже начавшая эту работу – ЗАО «ТИК «Старый Нижний Новгород», которую возглавлял генеральный директор Камальдинов В.П. Рабочий проект на выполнение ремонтно-реставрационных работ разрабатывался в течение года, но времени до первого празднования Дня народного единства оставалось уже немного, поэтому, в 2004 году параллельно с разработкой рабочего проекта были начаты ремонтно-реставрационные работы, их выполняла фирма ООО «Колумбус». Фирма представляла собой многонациональный коллектив специалистов: директором строительства был итальянец Карлос Рамацина, начальником производства – югослав Файко Адилович, прорабом – португалец Антоний Феликс. Кирпичную кладку и фасадные работы выполняли специалисты из западной Украины, Молдавии, Сербии, Боснии и Герцеговины.

Тот факт, что стройка была далеко не рядовой по значимости, как для города, так и для всей России подтверждало еще одно обстоятельство: координация действий по этому объекту проводилась Главным федеральным инспектором по Нижегородской области Лимаренко В.И.

В ходе работ по реконструкции Нижегородского храма во имя Рождества Иоанна Предтечи регулярно собирался комитет, сопредседателями которого были Полномочный представитель Президента РФ Кириенко С.В. и епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Куратором от Нижегородской епархии был настоятель храма отец Дионисий Соловьёв. Фирма ООО «Колумбус» выполнила работы по усилению фундамента и реставрации кирпичной кладки стен. После этого епархия предъявила фирме множество претензий. После разговора Лимаренко В.И. с директором Рамациной К. фирма ООО «Колумбус» была отстранена от дальнейшей реставрации храма. По просьбе владыки Георгия продолжать работы остался на субподряде югослав Адилович Файко со своей фирмой ООО «СК «Унистрой», с теми же специалистами. Эта бригада провела все работы по реставрации храма, колокольни, часовни, куполов и крестов. В перечень работ входили: расшивка швов, шпатлевка, грунтовка и покраска стен, монтаж кровли и реставрация лепных изделий и ряд других работ. Кресты на главах храма были освящены и установлены 19 января 2005 года, однако, в полном объеме ремонтно-реставрационные работы были завершены уже после празднования Дня народного единства, в 2006 году.

Установка креста на колокольню

Установка креста на колокольню храма Рождества Иоанна Предтечи

В ходе восстановительных работ было переложено кирпичное завершение главной храмовой части, украшенное закомарами, восстановлены в прежнем виде оконные проёмы, выстроено пятиглавое завершение храма, вызолочены купола.

Впечатляет и весь объём фасадных и интерьерных работ. Над росписью храма трудился коллектив из тридцати художников-иконописцев, собранных со всей Нижегородской области. Руководил артелью Алексей Анциферов, ему помогали несколько ведущих мастеров, также окончивших иконописную школу при Московской духовной академии Троице-Сергиевой лавры. Встречались художники и с трудностями, которые пришлось преодолевать в ходе работы. В разработанном эскизе хорошо смотрелся орнамент, выписанный по низу стен, но на деле он не соответствовал общему решению, поэтому, художникам в рабочем порядке пришлось подбирать новый орнамент. Но самой сложной работой для художников была роспись сводов: помимо того, что работа ведётся в неудобном положении, ещё и трудно представить, как эта роспись будет смотреться снизу.

Художник за работой. Фото с сайта Нижегородской епархии

Художник за работой.
Фото с сайта Нижегородской епархии

Некоторые росписи художникам пришлось переделать, чтобы добиться органического сочетания традиционного канонического русского стиля, выдержанного в архитектуре храма с таким же стилем и во внутреннем убранстве храма. В середине октября 2005 года эти работы, в которые входило и создание нового иконостаса, были успешно завершены. На вопрос о том, что же помогает художникам справиться со столь серьёзной задачей, ответил сам Алексей Анциферов: «Мы обязательно начинаем работу с молитвой, с нею же и заканчиваем. Это очень важно: без молитвы ничего не получится. Богословы говорили, что труд иконописца можно сравнить с трудом священнослужителя: нужно непрестанно молиться, чтобы не потерять Благодать Божию».

Фоторепортаж о ходе восстановительных работ

Освящение возрожденного храма Рождества Иоанна Предтечи и открытие памятника Минину и Пожарскому (4 ноября 2005 г.)


При подготовке статьи были использованы материалы книги Евгения Ивановича Гребнева «Святыня на площади великого воззвания».

Рубрики: История храма

Комментарии отключены.

  • Публикации по месяцам