ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Книга «Церковь Успения Божией Матери, что на Ильинской горе, города Нижнего Новгорода» протоиерея Алексея Горина

ЗАКРЫТИЕ ХРАМА И ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА СВЯЩЕННИКА ИОАННА ЛАЗАРЕВА

Согласно декрету «Об отделении церкви от государства» от 25 ноября 1917 года, все церковное имущество, ставшее народным достоянием, по особым соглашениям передавалось в бессрочное пользование приходским общинам. 20 ноября 1918 года подобное соглашение было заключено между Нижегородским губернским отделом по отделению церкви и Успенской приходской общиной. Прихожане обязывались содержать храм в порядке и не допускать в храме мероприятий, противных советской власти. Подписали соглашение председатель отдела товарищ Ксенофонт Никольский и настоятель храма иерей Иоанн Лазарев.

священномученик Иоанн (Лазарев)

Иерей Иоанн Лазарев

На личности этого священника хотелось бы задержать наше внимание. Судьба этого человека представляет сейчас практический интерес для исследователей церковной истории, так как он – последний настоятель храма Успения Божией Матери до его разорения, определением Архиерейского Юбилейного Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года был причислен к лику святых новомучеников российских для общецерковного почитания. Актами того же собора было предписано составить житие святого Иоанна Лазарева и сложить ему акафист.

В 1876 году в уездном городе Курмыш Симбирской губернии в семье священника Михаила Лазарева и жены его Анны Александровны родился сын Иван.

По воспоминаниям родственницы о. Иоанна, О. А. Лушиной (в девичестве Никольской), с самых ранних лет судьба подвергла его суровым испытаниям: умерла мама, и отец отправил мальчика на воспитание к деду – церковному педагогу Александру Николаевичу Порфирьеву в село Можаров Майдан Курмышского уезда Симбирской губернии. Там Ваня посещал школу, основанную дедом; много читал, благо в доме была обширная библиотека.

В начале 1880-х годов родная тетка Серафима Александровна увезла пятилетнего мальчика в Нижний Новгород, где поселилась с ним в квартире старшего брата – кандидата богословия, преподавателя Нижегородской Духовной семинарии и ряда светских учебных заведений – священника Алексея Александровича Порфирьева. По воскресеньям и праздникам Ваня усердно прислуживал своему дяде в Никольской церкви, а затем в древнем кремлевском храме Михаила Архангела. Когда Серафима Александровна вышла замуж за чиновника Петра Афанасьевича Никольского, мальчик стал воспитываться в его семье.

Вскоре Никольский круто изменил свою жизнь, был рукоположен во диакона, затем иерея, и уехал с семьей в село Собчино Семеновского уезда, в котором частично и прошли отроческие годы Вани. Примечательно, что всю свою жизнь о. Иоанн Лазарев почитал Петра Афанасьевича и Серафиму Александровну как подлинных родителей, а их детей называл родными братьями и сестрами.

Иерей Иоанн Лазарев с супругой

Иерей Иоанн Лазарев с супругой

С юных лет Ваня уже окончательно избрал дальнейший жизненный путь православного священнослужителя. После успешного окончания Нижегородской Духовной семинарии он женился на дочери священника из Городца, выпускнице женского епархиального училища Анне Ефимовне, и получил церковный приход в селе Баранове Горбатовского уезда. Потом он служил священником в Павлове-на-Оке, откуда был в 1914 году перемещен в Нижний Новгород настоятелем храма Успения Божией Матери.

Иерею Иоанну Лазареву довелось рано овдоветь, и все свои духовные и душевные усилия он обратил на энергичную религиозно просветительскую и проповедническую деятельность.

Его племянница О. А. Лушина (Никольская) вспоминает, что батюшка Иоанн весь свой день проводил в церковных делах. К нему очень любили приходить малолетние племянники: дом был старинный, с винтовой лестницей, анфиладой комнат и богатой библиотекой, в которой детей особенно привлекали подшивки разнообразных иллюстрированных журналов. Впоследствии безбожные власти дом у священника отобрали, ему пришлось переселиться непосредственно в саму церковь.

Истинным духовным подвигом явилось терпеливое и кроткое отстаивание храма Успения Божией Матери, которое священник совершал совместно с клиром и прихожанами.

Условия вышеупомянутого соглашения 1918 года неукоснительно выполнялись, и повода расторгнуть это соглашение не было. И все же в 1932 году началось дело о закрытии Успенского храма.

В мае приходской совет получил копию постановления Нижегородского крайисполкома о ликвидации Успенской церкви в Нижнем Новгороде. Решение крайисполкома было принято с типичной для того времени формулировкой: «по многочисленным просьбам трудящихся Свердловского (ныне Нижегородского) района», желавших иметь на месте храма детский сад и пионербазу. На переоборудование, а именно на снос колокольни, пятиглавия, устройства новой кровли было выделено 6 тыс. рублей.

Прошло уже 14 постреволюционных лет, и были случаи полного разрушения храмов после ликвидации общин. Печальный конец предвидеть было несложно. Поэтому было решено от имени общины написать письмо с просьбой оставить храм верующим.

Успенская церковь, построенная в 1672 году на средства нижегородского купца Афанасия Олисова, была поставлена на учет и охрану как памятник архитектуры XVII века лишь в 1960 году. Однако уникальность памятника отмечалась еще в конце XIX века, что было хорошо известно прихожанам храма. Отстаивая свою церковь, верующие приводили в защиту и этот аргумент. Предположение просителей больше похоже на утверждение: «Храм наш должен быть сохранен во всей своей целости. Было бы очень печально, если он, невзирая на древнюю красоту, потерял бы свой старинный облик и тем более был бы уничтожен!»

В заключение верующие просили: «Храм Успения Божией Матери, как архитектурный памятник XVII века, оставить в неприкосновенности в ведении Успенской религиозной общины Н.Новгорода для удовлетворения в нем своих религиозных потребностей». Подписали заявление члены приходского совета Новиков, Дроздовская, Баженова, Смирнова.

Срочно затребовав все делопроизводство, ВЦИК рассмотрел дело и в августе 1932 года постановление президиума крайисполкома отменил.

Казалось, опасность миновала, но трудящиеся-безбожники Свердловского района и местные власти решили не отступать от задуманного. В сентябре 1933 года на основании заявления руководства коммунального техникума, нуждающегося в помещениях, было принято решение о ликвидации общины.

Следственное дело иерея Иоанна Лазарева

Следственное дело
иерея Иоанна Лазарева

Повторное ходатайство прихожан ВЦИК отклонил, на этот раз церковь отстоять не удалось – «ввиду новых данных и необходимости использования здания для нужд коммунального техникума…указанную церковь ликвидировать, приказ №100 от 5 января 1934 г.» (новые данные – это сообщение из Н.Новгорода о, якобы, множестве церквей вблизи Успенской церкви, часть из которых к тому времени была уже закрыта, а другие были ликвидированы в 1934 – 1937 гг.).

20 января 1934 года постановление было приведено в исполнение, верующие вынуждены были оставить церковь. Храму грозил снос, и лишь вмешательство краевого музея остановило разрушение.

После закрытия храма отец Иоанн мог бы оставить священство, но он остался тверд в своем служении Богу. Иерей Иоанн Лазарев продолжил служить в Вознесенской и Казанской церквах до их закрытия, затем в церкви Иоанна Предтечи.

В ночь с 5 на 6 августа 1937 года отец Иоанн был арестован. Во время допроса было предъявлено обвинение: участие в фашистской террористической группе, ставившей целью свержение советской власти. Мера наказания: расстрел. Священник Иоанн все обвинения отверг, виновным себя не признал, свидетельств против других не подписал. 4 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение. Так мученически и достойно окончил свой нелегкий жизненный путь священник Русской Православной Церкви и истинный пастырь своих словесных овец.

А храм продолжал жить, но уже новой жизнью.

Комментарии отключены.

  • Публикации по месяцам