ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

К проблеме об изъятии церковных ценностей в Советское время.

Журнал «Нижегородская старина». Номер 11 за 2006 год.

 book14

С приходом Советской власти, со стороны большевиков сразу же проявилась заинтересованность к различному рода имуществу всех монастырей и церквей Нижегородской епархии. Начавшаяся в 1922 году общероссийская массовая компания по изъятию церковных ценностей коснулась и главной святыни монастыря чудотворной иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, так как еще в дореволюционной печати современники писали: «Неопровержимым доказательством глубокого благоговения к Оранской иконе Божьей Матери служит то, что обитель в настоящее время находится в весьма благоустроенном состоянии, а серебропозолощенная риза на иконе украшена жемчугом и драгоценными камнями».

Обычай «заковывать» икону в ризу (оклад) возник на Руси сравнительно поздно, не ранее XVII века. К этому времени православная икона стала цениться не как религиозная живопись, а как чудотворная святыня, которую стремились всячески благоукрасить. Отсюда и вполне понятное желание «одевать» чудотворные образа в золотую одежду, превратив тем самым их зачастую еще и в произведение ювелирного искусства, в буквальном смысле этого слова.

Из сохранившихся архивных документов известно, что на протяжении XIX столетия Оранскую икону неоднократно реставрировали, а благолепно украшенную ризу (оклад) меняли и поновляли. Так, к примеру, в 1885 году усердием супругов Руковишниковых — Сергея Михайловича и Ольги Николаевны — для Оранской иконы была сделана новая серебряная с позолотой риза с драгоценными украшениями «сработанная в Москве мастером Сазиковым». Как выглядел данный оклад можно судить из документального описания: «Всего же на украшение оного образа жемчуга всяких сортов весом пятьдесят четыре золотника, бриллиантов крупных — 31, средних — 7, мелких — 672, алмазов — 216, яхонтов алых — 47, большею часть мелких; яхонтов синего и голубого цвета — 5; изумрудов зеленых — 6, из них один крупный; рубинов — 5, из них два крупных, топазов — 2; аквамарин один большой и один средний, бирюзовых камней — 22, аметистов лиловых — 53».

В августе 1903 году Нижегородскую ярмарку посетил известный в России и за рубежом ювелирный мастер И. П. Хлебников, поставщик Двора Их Императорских Величеств, владелец московской фабрики — «И. П. Хлебников, Сыновья и К». Представители нижегородского купечества и архимандрит Оранского монастыря Аркадий, сделали этой фирме заказ на реставрацию ризы с чудотворной Оранской иконы: оклад позолотить и «перенизать убрус» (т. е. отреставрировать жемчужные и другие украшения). Средства на эту работу вновь были пожертвованы супругами Руковишниковыми, а представительница другого именитого нижегородского купеческого рода — Анна Игнатьевна Башкирова пожертвовала для украшения Оранской иконы серьги с 20 бриллиантами, золотой перстень с тремя крупными бриллиантами и золотой крестик.

Наместником монастыря архимандритом Аркадием в том же 1903 году была послана в дар на Святую Гору Афон, в русский Свято-Пантелеимонов монастырь точная копия с чудотворной иконы Богоматери Владимирской-Оранской.

С чудотворной иконой Божией Матери

С чудотворной иконой Божией Матери

Сохранившиеся до наших дней различные фотографии с изображением чудотворной Оранской иконы позволяют наглядно представить, как выглядела эта святыня в богатом великолепном окладе.

Наряду с чудотворным образом в обители существовало еще несколько точных списков (копий) этой святыни, которые так же были украшены серебряными с позолотой ризами, и которые использовались в крестохождениях. Многочисленные изображения Оранской Божией Матери, как главной святыни и покровительнице Нижегородской епархии, находились и во многих других Нижегородских храмах и часовнях.

Начиная с 1918 года, согласно постановлениям новой власти все движимое и недвижимое имущество Оранской обители было взято на учёт, Нижегородской Губернской Комиссией по отделению церкви от государства, которую по иронии судьбы возглавлял бывший насельник монастыря Константин Карпов. После национализации монастырских земель, лесных дач, сельско-хозяйственного хутора, начался процесс изъятия ювелирных ценностей и различных украшений из ризницы.

10 сентября 1922 года последний наместник монастыря игумен Димитрий (Архангельский) в своем рапорте сообщил митрополиту Нижегородскому и Макарьевскому Евдокиму (Мещерскому) о том, что из уездного Богородского исполкома в обитель прибыли уполномоченные для проведения изъятия ценностей.

«26 августа/7 сентября Оранская обитель праздновала храмовый праздник в честь чудотворной Оранской иконы Божией Матери. Торжественные Богослужения всенощного бдения и Божественной литургии совершены были благополучно при соборном служении братии и огромной массе молящегося народа. После литургии отправились провожать список Чудотворной иконы Б. М. в г. Арзамас,… и получили сообщение, что в обитель прибыл уполномоченный от Нижегородского уездного Исполкома товарищ Боженов для изъятия остальных церковных ценностей, оставшихся в пользовании монастыря и прихода…»

Важно отметить, что в течение 1922 года церковные ценности изымались из Оранского монастыря неоднократно, и лишь на третий раз с чудотворной иконы была изъята риза, о чем со скорбью писал наместник: «Таким образом, омрачилось наше духовное и народное торжество храмового праздника и горше всего то, что последовала к изъятию риза с чудотворной Оранской иконы Божией Матери, и наше самое святое и дорогое сокровище — Чудотворная икона, чтимая всем населением Нижегородской губернии осталась не покрытою, и по своей древности (с 1629 г.) очерневшая, и от каждогодных ходов (с 1774 г.) попортившаяся весьма не прилична стала теперь по благолепному, посвященному в честь Ея святому храму».

Чудотворная Оранская икона Божией Матери

Чудотворная Оранская икона Божией Матери

Во избежание случившегося братия монастыря и наместник старались компенсировать перед властями различными способами стоимость наиболее ценных монастырских святынь, так как изъятие это проходило под предлогом помощи голодающим. Монастырь занимался большой благотворительностью для нужд голодающих, о чем официально постоянно уведомлял Советскую власть, и ввиду огромной помощи монастыря братии обещали оставить ризу на чудотворной иконе. При проведении первых двух компаний по изъятию ценностей ризу не трогали, однако соблазн большевиков «ограбить» чудотворную святыню был, видимо, очень велик.

В акте об изъятии, среди прочих ценностей, в предпоследнем 14 пункте была сделана следующая запись: «Риза серебряная с Чудотворной иконы Божьей Матери с золотыми двумя ангелами маленькими принята в целости со всеми украшениями, кроме некоторых камней утерянных и запечатана сургучною печатью Алистьевского Волисполкома в присутствии нижеподписавшихся товарищей, — весом тридцать пять фунтов 60 золотников».

После изъятия ризы наместник игумен Димитрий писал прошения в различные губернские инстанции с просьбой «о возвращении означенной ризы в монастырь». На что монастырскому Церковному Совету было предложено заменить ее другими ювелирными ценностями в десятидневный срок.

Удалось ли братии осуществить это и добиться возвращения ризы в 1922 году точно не известно, т. к. документов на этот счет в архиве не сохранилось. Ничего не сказано про чудотворную икону и в официальных документах, касающихся закрытия монастыря в 1928 году.

Однако, как свидетельствуют архивные документы более позднего периода, а именно 1940-х годов, серебряная риза на образ Оранской Божией Матери, очевидно, была возвращена. Вероятней всего, что произошло это не позднее 1923 года, пока нижегородскую епархию возглавлял обновленческий митрополит Евдоким (Мещерский). Для поддержания начавшегося раскола в церкви, а так же власти и авторитета обновленцев, большевики могли согласиться вернуть митрополиту Евдокиму ризу для чудотворной Оранской иконы. Тогда же на короткое время в веденье епархии был возвращен национализированный еще в 1918 году Нижегородский архиерейский дом. С целью привлечения к себе православных нижегородцев обновленцы могли использовать Оранскую икону как главную святыню всей епархии. В последствии, после отъезда Евдокима из Нижнего Новгорода, на другую обновленческую кафедру, эта святыня находилась в Нижегородской Спасской часовне, (что подтверждается архивными фотографиями), рядом с Предтеченской церковью у Ивановской башни Нижегородского кремля. Именно здесь, вплоть до 1935 года размещалась Горьковская обновленческая Митрополия. После ликвидации Спасской часовни в 1941 году чудотворная икона Владимирской Оранской Божией Матери вместе с ризой и другим богослужебным имуществом была окончательно изъята.

Молебен перед Оранской чудотворной иконой Божией Матери. 2005 г. Фото Г.М.Ликина

Молебен перед Оранской чудотворной иконой Божией Матери. 2005 г. Фото Г.М.Ликина

Процесс изъятия различных ценностей и национализация монастырского имущества продолжалась еще на протяжении ряда лет, вплоть до окончательной ликвидации монастыря в 1928 году. Большинство изъятых предметов оказалось впоследствии в запасниках Губернского музея, который так же посылал своих сотрудников с целью изъятия антикварных ценностей из Оранского монастыря. В 1927 году Губернский отдел образования (которому подчинялся музей) выдал специальное удостоверение заведующему Балахнинским уездным музеем краеведу Кириллову В. Н. сроком на десять дней «…для выяснения вопроса о местонахождении бывшего монастырского музея, причем ему предоставляется право вывоза отдельных предметов в Н. Новгород, в губернский Музей и в Балахнинский уездный музей». Согласно описи изъятых церковных вещей, составленной 2-го июня 1927 года, из обители были вывезены: картины, иконы, статуэтки, архимандричьи посохи, часы, письменные мраморные приборы, гравюры на стекле, более 20 старинных книг, планы монастыря и многое другое.

Летом 2005 года по просьбе Преосвященнейшего Георгия, епископа Нижегородского и Арзамасского, 6 июня на престольный праздник в Оранскую обитель для поклонения из запасников Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника только на один день была привезена древняя чудотворная Оранская икона.

Сегодня в фондах Государственного архива нижегородской области, в собрании областной научной библиотеки и в запасниках Нижегородских музеев хранятся различные монастырские ценности и реликвии. Однако судьба ценной серебряной с позолотой ризы с чудотворной Оранской иконы остается неизвестной.

Дёгтева О. В.

Источники:

1. Иеромонах Макарий. Описание Оранской Богородицкой пустыни. М., 1857 г.

2. Иеромонах Гавриил. Описание Оранского Богородицкого монастыря. Н. Новгород, 1871 г.

3. О святых иконах по преимуществу чтимых в нижегородской епархии, прот., В.Лаврского // Н.Е.В. 1865 г. Часть неофф. № 8-12; 16, 17; 1866 г. № 1-5.

6. Церковно-исторические памятники нижегородской епархии (описание некоторых древних и благочестно-чтимых Св. крестов и икон). // Н.Е.В. 1888 г. Часть. неофф. № 2-5.

7. ЦАНО, ф. 1016, оп. 2, д. 163. Лл. 19-19-об.; 20-22; 25-25-об.

Рубрики: История храма

Комментарии отключены.

  • Публикации по месяцам