Краеведческо-историческое издание
«Нижегородская старина»
выпуск 44-45, 2015 г.
Архимандрит Тихон (Затёкин)
Отрывок из статьи
«Жизнеописание иерея Прудовского Владимира Александровича»
В конце 1932 года против иерея Владимира Прудовского было возбуждено уголовное дело по статье 58/10, по обвинению в антисоветской агитации, и 10 января 1933 года он был арестован и препровождён в ПП ОГПУ г. Арзамаса. В обвинительном заключении значилось: «…Будучи непримиримо настроенным к существующему строю Советской власти, поп Прудовский Владимир Александрович систематически занимался антисоветской агитацией среди крестьян за невыполнение хозяйственно-политических кампаний и других мероприятий проводимых Советской властью, путем устройства нелегальных собраний…».
Следствие длилось всего один месяц и 19 февраля 1933 года в выписке из протокола значилось: «Прудовского Владимира Александровича заключить в концлагерь сроком на пять лет, считая срок с 10 января 1933 года».
Жители села, его прихожане, просили отпустить священника, предлагая отработать за него на тяжелых лагерных лесоповальных работах. В результате ходатайств верующих иерей Владимир Прудовский был досрочно из лагеря освобожден в 1935 году.
После освобождения из концлагеря священник Владимир Прудовский по благословению митрополита Горьковского и Арзамасского Феофана (Тулякова) был назначен настоятелем храма Святой Троицы села Теплое Дальне-Константиновского района.
В октябре 1937 года в Дальне-Константиновский отдел НКВД поступило письмо, в котором было написано, что «Проживающий в настоящее время в селе Тепло-Троицкое поп Прудовский Владимир Алексеевич, по моему мнению под видом сборов с населения причитающийся ему населения заработной платы проводит антисоветскую работу: Конституция наплевать, она для коммунистов, колхозы не приведут к зажиточной жизни и т.д. Что ведет к срыву производственных заданий, и отсюда имеется большое влияние на проведение по разъяснению положения о выборах в Верховный совет…».
По всей видимости, Дальне-Константиновский отдел НКВД сделал запрос относительно священника Владимира Прудовского и получил 10 ноября 1937 года два ответа. Первый в виде характеристики: «Дана настоящая правлением Тепло Троицкого колхоза «Краснознаменец» Арманихинского Сельского Совета Дальне-Константиновского района на Прудовского Владимира Алексеевича в том, что он до настоящего время служит священником в Тепло-Троицком за все свое пребывание в данном селе ведет религиозную работу среди населения, и так же ходит в некоторые дома специально по этим беседам ходит по колхозникам проводит сборы хлебом и деньгами, где указывает что жить ему нечем. Прудовский является как вредным человеком в нашем селе». Второй ответ в виде докладной: «При Тепло Троицкой церкви служит поп Прудовский Владимир Александрович, который занимается антисоветской пропагандой, которая выражается обходом по дворам селений Т. Троицкое, Арманиха В. Майдан, где собирает жалование рубль с едока и вместе с этим агитирует массу против колхозного строительства и проводимых мероприятий Сов. Власти как против Сталинской Конституции и положения в выборы в верховный совет, который выражается что это не для нас, а для большевиков. Придя в июне месяце 1937 г. в с/с и который доказывал, что вы нам запрещаете делать крестный ход и др. так как в Конституции записано, а вы нечего не понимаете и запрещаете нам. В день Пасхи делал крестный поход с иконами в д. Арманиха. В проведении займа обороны СССР Прудовский не подписался не одной копейки, когда я стал с ним говорить о займе то он отвечал что это для меня не обязательно, т.к. это добровольно и по возможности может заплачу, что и является в части срывом с/х работ слушали положения в Верховный совет и где так же крайне плохо займ без понимания который прошел на 30% в селе».
18 ноября 1937 года иерей Владимир Прудовский был арестован. Было заведено групповое дело, по которому проходило четыре священнослужителя иерей Иоанн Адуев, иерей Петр Буров, иерей Иоанн Малиновский и иерей Владимир Прудовский, служившие все в Дальне-Константиновском районе. Иерея Владимира Прудовского обвинили в том, что он «вел среди населения антисоветскую, антиколхозную агитацию, клеветал на руководство ВКП(б) и правительство». В ходе следствия согласно единственному протоколу допроса он не признал себя виновным.
Вопрос: Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Дайте по этому вопросу показания?
Ответ: Никакой к.р. деятельности я не вел, и показать по этому вопросу ничего не могу.
Вопрос: С кем из служителей культа других сел вы имеете связь в данное время, проживая в Тепло Троицком?
Ответ: Мне знакомы следующие священники: в селе Сиуха — Адуев и Голубинский; в с. Арманиха — Буров и в с. Кажлейка — Малиновский. К Голубинскому и Адуеву я ходил осенью 1936 г и летом 1937 г. Они у меня были в «троицу» в 1936 и 1937 годах. К Бурову я ходил раза 3 в год, а он у меня был по оба года в «троицу». Примерно столько же раз посещал я Малиновского и он меня.
Вопрос: Какие вопросы контрреволюционной деятельности вы обслуживали в этих беседах?
Ответ: Никаких вопросов контрреволюционной деятельности мы не обсуждали, а собирались только как знакомые вместе выпить вина т.е. ходили друг к другу в гости. Были конечно разговоры и на политические темы, но не в антисоветском духе. Конституцию например мы одобряли.
Вопрос: Следствию известно, что вы на своих совещаниях обменивались опытом в контрреволюционной пропаганде и уславливались о методах подрывной деятельности. Вы это подтверждаете?
Ответ: Я это отрицаю. Никто из нас не поднимал вопроса…