ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

book13

Доклад настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи о. Венедикта (Гагинского) за 1912 год о том, как была найдена древняя икона Спаса Нерукотворенного.

 О ДРЕВНЕЙ ИКОНЕ СПАСА НЕРУКОТВОРЕННАГО В ПРЕДТЕЧЕНСКОЙ НИЖНЕПОСАДСКОЙ г.Н.-НОВГОРОДА ЦЕРКВИ

 (Доклад, читанный в Нижегород. Архивн. Ученой Ком. 20 мая 1912 г.)

По писцовой книге Нижнего Новгорода 1621 — 1622 годов «в торгу, у Ивановскаго мосту, в старом остроге» значилась «церковь святаго Иванна Предтечи древяна клетцки, с трапезою и с папертми», а в ней между другими иконами «Образ местной Нерукотворенный Спасов».

В хранящейся при Предтеченской нижегородской церкви описи церковнаго имущества за 1828-й год в число икон праваго (ныне леваго) придела в честь праведных Иоакима и Анны под № 270-м включен Нерукотворенный образ Спаса и описан так: «Над кружалом в верху в иконостасе гладком покрытом красками образ нерукотвореннаго Спаса, мерою аршина в два». «Перед образом нерукотвореннаго Спаса лампада медная на спуске» (№ 254 описи).

Тот же самый образ в церковной описи за 1846-й год записан под № 212 так: «Над аркою в приходе из трапезы образ Нерукотвореннаго Спасителя в киоте простой работы, покрытом голубою (сверху карандашем написано «белою») краскою с желтыми (карандашем «золотыми») продорожниками; мерою квадратно два аршина». «Пред ним на спуске медная посеребренная лампада» (№ описи 213-й).

Местные историки уделяли внимание этому памятнику древняго искусства.

В «Описании Нижняго-Новгорода» Н.Храмцовскаго (изд. 1857 г.) в числе достопримечательностей Предтеченскаго нижнепосадскаго храма вместе с иконой Иоанна Предтечи упоминается икона «Спасителя Нерукотвореннаго над аркой, ведущей из трапезы в холодную церковь».

«Полагают», добавляет автор Описания, «что эти иконы есть те самыя, о которых упоминается в Нижегородской Сотной Грамоте, и что древность их восходит до начала XV столетия».

Эти данныя об иконе Спаса повторяются в трудах членов Нижегородской Архивной Ученой Комиссии: диакона А.Снежницкаго (Адрес-Календарь, изд.1888 г. стр. 500-я) и протоиерея М.В.Добровольскаго (Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям г.Н.-Новгорода, изд.1912 г. стр.120).

В церковных документах хранится черновик летописи Предтеченской церкви, составленной по распоряжению Епархиальной власти, в Октябре месяце 1886 года. Составитель летописи покойный протоиерей Василий Страгородский, в качестве материалов для летописи пользовался «Описанием» Храмцовскаго, что видно из ссылки летописца на труды Храмцовскаго при установлении дат первоначальнаго существования Предтеченской церкви.

Чрезвычайно странным, поэтому, представляется то обстоятельство, что о. Страгородский, перечисляя и подробно описывая «замечательные в церкви предметы», ни одним словом не обмолвился об иконе Спаса Нерукотвореннаго. Этот, очень существенный, пробел замечается и в церковной летописи, составленной в 1893 — 94 годах.

Летом 1905 года пишущий эти строки приступил к составлению новой описи церковнаго имущества взамен существовавшей с 1846 г. При составлении описи не представлялось возможности руководствоваться показаниями старых описей 1828 и 1846 гг., так как церковь два раза капитально была ремонтирована и обновлена.

1887 — 88 гг. старыя иконы трапезнаго храма были заменены новыми, кисти академика Василия Вячеславовича Шокорева.

В 1899 — 1902 г. таковая же замена старых икон произошла в настоящей церкви, при чем новыя иконы написаны местным иконописцем Зобуновым. Указом Нижегородской Духовной Консистории от 1899 года 24 мая за № 4863-м разрешено причту и старосте Предтеченской нижегородской церкви по случаю предстоящаго ремонта церкви «приступить к уборке св. икон и иконостаса в главном Предтеченском храме и передать упомянутый иконостас вместе с большею частию икон в какую-либо из вновь строящихся, или имеющих строиться бедных церквей». Согласно указа, старыя иконы были переданы в различныя бедныя церкви епархии (с. Митрофанова, Балахн. у. с. Крестов, Семеновскаго у. и др.).

Составителю новой описи пришлось т.о. описывать имущество по наличности его, и только при описи достопримечательностей церкви представлялось необходимым делать справки в старых документах и книгах. Тогда-то и открылось, что известной местным историкам и старожилам иконы Спаса Нерукотвореннаго в наличности нет, как равно нет и указаний о передаче иконы в какую-нибудь бедную церковь.

Предприняты были меры к отысканию иконы: осмотрена была кладовая, вскрывалась риза на иконе Господа Вседержителя по предположению что, быть может, риза не соответствует самой иконе, и т.п. И только 17 апреля сего 1912 года удалось наконец найти икону, но в очень печальном виде.

Спас Нерукотворный. Новгород. Конец XV — начало XVI вв.

Спас Нерукотворный.
Новгород. Конец XV — начало XVI вв.

Под лестницей на колокольню имеется чулан, в котором сохранялось имущество бывшей «старшой» из послушниц, проживающих в Царской, что при Предтеченской церкви, часовне. Икона Спаса Нерукотвореннаго была положена над этим чуланом и служила потолком его. Так как размер иконы в ширину был больше ширины чулана, то скрепы (шпонки) иконы были перепилены, и разъединенныя вдоль две части иконы, в середине чулана, своими краями были положены одна на другую. Поперек чулана, отступая 8 вершков от востточной стены его, идет брус вершка в 2½ толщиною. К этому брусу длинными машинными гвоздями пришита была дска иконы. По исполнению этой работы можно предположить, что потолок в чулане делал не настоящий плотник. Кто-бы он ни был, впрочем, к смягчению вины его, правда, условному, служит то обстоятельство, что самая икона не была им расколота, а оказалась лопнувшей по сердцевинному пласту, и устроителю потолка т.о. пришлось только перепилить шпонки и подрезать паволоку, т.е. холстовую под грунтом подклейку.

Настоящий вид иконы таков:

Вышина иконы 2 аршина 7 вершков; ширина 1 аршин 14 вершков. Дска липовая, с двумя поперечными скрепами на задней стороне, ковчежная, т.е. с выемкой в 2½ вершка по верхнему и нижнему краям и в 1¾ вершка по боковым краям. Кроме главной трещины имеется 5 менее значительных на дске продольных трещин.

Внизу иконы, на первой стороне, идет поперечная вершка в два полоса, где краски и грунт частию сошли, частию лупятся при малейшем прикосновении. Это — место, подпотевшее на брусе чулана.

Свет и поля на иконе — празеленаго тона.

Лик Спаса изображен на плате, который за верхние углы поддерживается двумя ангелами. Плат темно-коричневаго цвета, а лик Спаса несколько светлее с красноватым отсветом, с выступающими бликами светло-желтаго тона с частыми «движками» из белил. Изображение Спаса — прямоличное. Спаситель — «средовек», брада не велика и плохо выделяется на темном фоне плата. Размер лика — 1 арш. 9 вершк. в высоту и 1 арш. 2 вершк. в ширину. Вокруг лика кресчатый, золото, обведенный киноварью и белилами, нимб. В нимбе буквы: О Ѡ Н. На плате, ниже брады, крупной вязью сделана надпись, начало которой разбирается, как «нерукотворенный убрус», середина — неразборчива, и в конце которой имеются буквы К Н С.

С иконы в ея настоящем виде сделан фотографический снимок членом архивной комиссии о. Д. П. Днепровским.

Бывший в апреле месяце в Нижнем директор Московскаго Археологическаго Института Александр Иванович Успенский очень благосклонно отнесся к моей просьбе осмотреть найденную икону Спаса.

23-го апреля прибыли в Предтеченскую церковь для осмотра иконы: А.И.Успенский, председатель Нижегородской Архивной Комиссии А.Я.Садовский, члены Комиссии: С.М.Парийский, Н.И.Драницын, о. Д.П.Днепровский, А.В.Богородский, церковный староста И.И.Фролов и помощник его А.Д.Комаров.

Письмо иконы А.И.Успенский отнес к XVI веку, но, остановив внимание на том месте, где с иконы сходят краски, он высказал предположение, что икона записана, и м. б. не один раз, и что под письмом XVI века, вероятно, сохранилось более раннее письмо. По мнению А.И.Успенскаго, икона представляет значительный исторический интерес и заслуживает очень тщательной и умелой реставрации. В качестве опытных реставраторов им указаны московские иконописцы: Глазунов, Дикарев и др.

В конце апреля московский иконописец, член Церковно-Археологическаго Отделения, общества любителей духовнаго просвещения, А.А.Глазунонв в двух трех местах на иконе Спаса делал пробу, которая вполне подтверждает сделанного А.И.Успенским предположене о записании иконы. На темном убрусе иконы проявилась очень нежнаго тона бело-зеленая краска; из под коричневой краски лика, — светлая, цвета кости; под подписью, сделанной киноварью, найдены следы букв из платиноваго золота, под празеленью поля — желто-палевый фон.

По мнению А.А.Глазунова работа по реставрации иконы Спаса обещает быть очень интересной, но вместе с тем, в виду сильной попрченности иконы, очень трудной и ответственной.

В настоящее время икона Спаса передана для реставрации известному московскому реставратору Дикареву, который обещал окончить работу по возобновлению иконы к августу месяцу.

Священник Венедикт Гагинский.

Рубрики: История храма

Комментарии отключены.

  • Публикации по месяцам